Содержание
О сайте

Умная светотехника для автомобиля. Как работает?

В сумерках или ночью, в тумане и в дождь, на шоссе и в городе совершенно разные условия вождения. Почему не подстраивать под них фары? Поговорим про автомобильные фары и их прогресс.

Система умного света автомобиля

На современных автомобилях появилась система умного света. Она способна не только освещать дорогу впереди машины, но может заглядывать за поворот, дополнительно освещать пешеходов вдоль обочины, и при этом не слепит встречных водителей.

Система умного света обеспечивает пять различных типов световых пучков. Асимметричное распределение света в загородном режиме (езда со скоростью до 90 км/ч по дорогам, изобилующим поворотами и подъемами различной крутизны) позволяет осветить проезжую часть ярче и под более широким углом. Для водителя длина видимого участка увеличивается на 10 м, что позволяет лучше ориентироваться и вовремя реагировать на происходящее впереди.

Как только скорость переваливает за 90 км/ч, включается двухступенчатый режим «трасса». Сначала возрастает мощность ксеноновых ламп (с 35 до 38 Вт), а затем, при скорости свыше 110 км/ч расширяется угол освещения. Результат – мощный световой поток по всей ширине дороги, убивающий темноту впереди на 120 м. Водитель может оценить дорожную обстановку на 50 м дальше, чем с обычными фарами.

автомобильные фары со светодиодами
Умный свет призван облегчить езду в тумане. Если скорость автомобиля падает ниже 70 км/ч, а водитель включает задний противотуманный фонарь, система воспринимает эти факты как приказ действовать. Левая ксеноновая фара поворачивается наружу на 8° и наклоняется. Таким образом, дорога «под ногами» видна как на ладони. Эта функция работает вплоть до 100 км/ч.

Логичным продолжением служит умный «угловой» свет – если водитель встает на перекрестке с включенным «поворотником», противотуманная фара с этой стороны автоматически зажигается, улучшая обзор вбок. Функция активна и в случае, если водитель поворачивает руль на большой угол, а скорость не превышает 40 км/ч.

Осветительный модуль «Хелла» основан на принципе смещающегося прожектора. В обычной биксеноновой фаре электропривод в доли секунды сдвигает линзу из положения «ближний свет» в «дальний». В фаре установлена призма сложной формы, которая заменяет смещаемую линзу.

В различных условиях призма подставляет ту или иную грань под световой поток, обеспечивая несколько режимов: широкоформатный городской; пригородный с учетом рельефа; дальнобойный трассовый; для плохих погодных условий. Немаловажное уточнение – фара перестраивается для работы как в лево-, так и в правостороннем движении.

Чтобы режимы менялись автоматически, использован контрольный блок, собирающий данные от датчиков скорости движения, освещенности, печки, дождя и положения руля. Разработчики даже связали работу фар с навигатором. При езде с его использованием фары заранее узнают, в какой режим им переходить в следующую минуту.

Светодиодная оптика для авто

Светодиоды используют в задних фонарях, благодаря лучшему быстродействию. Они зажигаются быстрее, чем обычные лампы накаливания, а это может спасти жизни и сократить тормозной путь сзади идущего автомобиля. Но и в фарах головного света применяются светодиоды и по мнению инженеров, многосекционные светодиодные фары должны вытеснить ксеноновые.

светодиоды в фаре автомобиля
Достоинств у диодов много. Во-первых, они занимают гораздо меньше места. Во-вторых, срок их службы превышает 10 000 часов – столько в среднем живет сам автомобиль. В-третьих, скорость срабатывания диодов гораздо выше, чем галогенных или ксеноновых фар. В-четвертых, они потребляют меньше электричества. Наконец, если диоды объединены в группы, каждую легко контролировать по отдельности.

Например, с ростом скорости возникает необходимость в более мощном свете. Но дальнобойность фары ограничена условием: встречных ослеплять нельзя! Светодиоды позволяют найти компромисс.

За ветровым стеклом устанавливают камеру, следящую за впереди идущими машинами. Камера соединена с компьютером, который контролирует дистанцию между автомобилем и другими объектами и выбирает оптимальную дальность света. «Скорострельность» диодов позволяет в доли секунды увеличивать или уменьшать освещенную зону, не допускать ослепления водителей и обеспечивать максимальную световую отдачу.

Сейчас иерархия светодиодного головного света выглядит следующим образом. Самые простые - это фары, которые имеют от 10 до 20 статичных светодиодов. Второй уровень - матричный свет и уже 20-40 световых элементов на фару, электроника которых может затемнять отдельные вертикальные секции, чтобы не слепить других водителей. На третьем уровне находятся пиксельные фары, которые имеют ещё больше светодиодов (до 100 на каждую фару) и разделены не только на вертикальные, но и на горизонтальные секции с возможностью регулировки каждого отдельного пикселя. Высший уровень - пиксельные фары с дополнительными лазерно-люминофорными секциями дальнего света, которые могут на пустой дороге при скорости более 80 км/ч освещать дорогу аж на 500 метров вперёд. Если камера засекла впереди другую машину, то "лазеры" сразу отключаются.

Следующий шаг развития - лазерные фары. они экономичнее не только «ксенона», но и в два раза - обычных светодиодов: на каждый затраченный ватт энергии они генерируют не 100 люменов, а 170. При этом они компактнее, лучше освещают дорогу и дальше, но существенно дороже.

Реклама

Что ещё почитать