Всё про тормозную жидкость авто

Расскажем про тормозную жидкость для автомобиля - зачем нужна и её свойства. Когда стоит менять «тормозуху», какую заливать и можно ли смешивать. Вопросы и ответы (FAQ).

Зачем нужна

Функция тормозной жидкости в машине – осуществить работу гидропривода, т.е. передать давление от главного тормозного цилиндра (подчиняющегося педали тормоза) на колесные тормозные цилиндры, которые затормозят движение с помощью колодок. Но представьте, что может произойти, если эти функции будут выполнены плохо и автомобиль затормозит гораздо позже?

Нет, ТАКОЕ лучше не представлять… Почему так важно качество тормозной жидкости и какой она должна быть? Разбираемся…

Какие требования

  • Работа в широком диапазоне: от -30 до +260°C (рабочая температура в тормозных цилиндрах при интенсивном торможении);
  • Неагрессивность: как к резиновым деталям-уплотнителям гидросистемы, так и к металлам;
  • Высокие смазывающие свойства – для внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
  • Стабильность свойств: независимость их от условий эксплуатации.
Исходя из этих требований создаётся «тормозуха», которая состоит из основы (от 92 до 98%) и специальных присадок. По составу основы бывают 3 типа:

Минеральная

Характеризуется низкой агрессивностью к резине, хорошими смазывающими свойствами и низкой ценой. Недостатки: очень вязкая при ниже -20°C, невысокая температура кипения. Широко применяется только на старых машинах благодаря нейтральности к резиновым прокладкам, в современных не используется.

Синтетическая из полигликолей и эфиров

Наиболее частая основа с высокими эксплуатационными свойствами. Главный недостаток – высокая гигроскопичность – т.е. способность впитывать влагу, которая существенно ухудшает основные параметры тормозной жидкости и вызывает коррозию металлических деталей гидропривода.

Синтетическая из силикона

Самая современная и полностью негигроскопична. Используется в редких случаях из-за слабой совместимости со стандартными резиновыми деталями, полной несовместимости с предыдущими двумя типами, повышенными требованиями к качеству прокачки для полного удаления воздуха из системы, высокой цены.

Основные свойства

Температура кипения: чем выше, тем лучше. Если жидкость закипает, из неё выделяется пар, который, в отличие от жидкости, сжимается. На практике это приведёт к «проваливанию» педали и отсутствию торможения. Проявляется при частом подтормаживании, когда тепло от трения не успевает отводиться из тормозной системы и общая температура в ней растёт (например, при спуске с высокой горы летом). Реально опасное и непрогнозируемое явление.

Стабильность вязкости при низких и высоких температурах. Критичные случаи – полное загустевание при низкой температуре либо высокая текучесть при повышенной (отсутствие смазки, вероятность протекания). В стандартах измеряется от +100 и –40°C.

Как часто менять

Тормозная жидкость впитывает влагу из воздуха и конденсации из-за постоянной смены рабочих температур. Это приводит к её загущению зимой, слабой смазке летом и постоянной коррозии металла гидросистемы. А самое страшное, всего 3% растворённой в ней воды снизят примерно на 70 градусов температуру её закипания! Это главная причина того, что менять её рекомендуют каждые 2-3 года.

Для примера, за 3 года эксплуатации машины в «тормозухе» скапливается в среднем примерно 3,5 процента воды. Если сравнивать с «сухой» без воды, то температура кипения уменьшается со стандартных 250° до 160-180°C. Разница огромная. Разбавленная жидкость вскипает раньше «сухой». В реальной эксплуатации - педаль тормоза становиться колом, а автомобиль не тормозит.

При эксплуатации тормозная жидкость может менять цвет. Из-за сильного нагрева, коррозии, окисления, взаимодействия с резиновыми деталями. Изменение цвета не влияет на работу. Объективно проверить состояние сложно, жидкость в системе практически не смешивается. Соответственно в бачке она будет иметь больше воды, а в рабочих цилиндрах из-за постоянного воздействия высоких температур её свойства будут другими.

Кстати, по этой причине добавление свежей «тормозухи» практически никак не скажется на свойствах системы в целом.

Вопросы и ответы

Что надо заливать

Самое главное правило: воспользоваться требованиями производителя, т.к. они проектировали тормозную систему под конкретные параметры. В руководстве также определена периодичность замены. Например, покупать жидкости DOT 5.1 или DOT 6 не нужно, если не знаете совместима ли она. Если не знаете, что ранее было залито в авто - лучше полностью заменить «тормозуху».

Как правило, на пробке бачка с тормозной жидкостью указано обозначение по стандарту DOT.

Можно ли смешивать

Смешивать жидкости различных классов запрещено. Не известно как поведёт такая смесь и не разрушит ли резиновые уплотнения. В пределах одного класса (например, DOT 4) разных производителей – можно, они совместимы независимо от бренда на упаковке. Выбирайте ту продукцию, что предназначена изготовителем (по классу).

В современные машины можно заливать любую «тормозуху» кроме DOT 3 (слишком устаревшая) и DOT 5 (изготовлена на основе силикона). Чаще всего применяют DOT 5.1 или DOT 4.

Как правильно долить

Нужно знать, что находится в бачке под капотом авто. Покупаем соответствующую и доливаем. Следует следить за уровнем, чтобы она была на уровне отметки «max». Если опустилась до уровня «min», то следует обязательно её долить. Как правило, доливать при исправной системы тормозов следует не чаще раза в год.

Какая температура кипения

Например, ДОТ-3 кипит при 205°, ДОТ-4 - при 230°, ДОТ-5.1 - при 260°C. Но следует помнить, что чем она старее, тем больше в ней влаги и тем ниже точка кипения.

Стоит ли покупать спортивную «тормозуху»

Если автомобиль не участвует в любительских соревнованиях и нет серьезных переделок тормозной системы, то лучше заливать обычную. Спортивная отличается большей рабочей температурой. Т.е. с ней машина будет более стабильно тормозить при неоднократных торможений с высоких скоростей. Для обычного авто - это не нужно и не стоит доплачивать за спортивную жидкость для тормозов.


Сколько нужно для замены

Обычно тормозная система содержит не большой объем «тормозухи». Уточнить можно в руководстве по эксплуатации, где указан полный объем в системе. Для полной замены понадобиться примерно литр.
Что ещё почитать