Как работают контрольные датчики в машине

Для контроля авто нужны датчики, которые информируют о неисправностях. Расскажем про датчики уровня масла, охлаждающей и тормозной жидкости, износа колодок автомобиля, исправности ламп - их устройство.

Датчики уровня жидкостей

Уровень масла в двигателе, жидкости в бачках омывателей, тормозной жидкости или антифриза контролируют бесхитростно. Ключевая деталь – поплавок. Остальное – не менее просто.

На рисунке ниже показан датчик уровня тосола в расширительном бачке. По нижней «направляющей» корпуса скользит вверх-вниз кольцеобразный поплавок, в котором размещен магнит. Внутри корпуса упрятан геркон (герметичный контакт), управляемый этим магнитом. Понизился уровень – контакты включились, цепь замкнулась – вспыхнул символ «градусник».

Схема измерения уровня охлаждающей жидкости: 1 – геркон; 2 – магнитный поплавок; 3 – корпус.
В измерителях температуры охлаждающей жидкости используются свойства металлов и полупроводников менять сопротивление при изменении температуры окружающей среды. При изменении температуры ток, проходящий через датчик, изменяется. Это вызывает отклонение стрелки контрольного прибора.

Датчик уровня тормозной жидкости еще проще: поплавок с плавающим «пятачком» и два контакта, которые замыкаются в случае потери жидкости.

Схема измерения уровня тормозной жидкости: 1 – поплавок; 2 – контакты.
Простота конструкции не говорит о безотказности. Например, многие жалуются на капризы датчика уровня масла: перекосится поплавок или залипнет. Последнее характерно и для «проверенного временем» датчика тормозной жидкости: он очень боится пыли.

Контрольные измерители

Износ колодок машины контролируют просто. Датчик – пластиковая вставка во фрикционной накладке, внутри нее – сердечник из мягкого металла (он не должен «царапать» тормозной диск), к сердечнику от блока индикации идет провод, на него подан «плюс». Когда износ накладки достигнет максимального, тормозной диск войдет в контакт с датчиком износа, при замыкании электрической цепи на блоке индикации вспыхнет стилизованное изображение колодок.

Слабое место электрической цепи – провод к данному устройству, который ничем не прикрыт и страдает от грязи (реагентов) с дороги и последующей коррозии.

Схема контроля износа тормозной колодки: 1 – датчик; 2 – колодка; 3 – тормозной диск.
Исправность ламп «габаритов» и стоп-сигнала контролирует реле диагностики (или реле «опроса»). Оно срабатывает в зависимости от величины тока, потребляемого лампами. Если хотя бы одна погасла (нет контакта или перегорела нить), уменьшается ток в обмотке реле, оно срабатывает – включает изображение перечеркнутой лампочки.

Незакрытые двери: схемы контроля на разных моделях автомобилей могут иметь отличия, напрямую связанные с устройством электрооборудования. Проще всего было сделано на «жигулях». Концевые выключатели всех дверей запараллелены, контрольная лампочка встроена в щиток приборов. Если хотя бы один «концевик» замкнут (дверь не закрыта), вспыхнет контрольная лампа на щитке, а одновременно с нею плафон в салоне, если его выключатель находится в соответствующем положении.

Схема контроля закрытых дверей: 1 – концевые выключатели; 2 – контрольная лампа; 3 – лампа освещения салона.
Несколько сложнее вариант, когда концевые выключатели также соединены, но освещение салона управляется через иммобилайзер (плафон гаснет спустя 4–5 секунд после закрытия последней двери либо немедленно после включения зажигания). Такая система может доставить немало хлопот установщикам сигнализаций.

Самый мудреный вариант – на «десятке» ВАЗ. От выключателя каждой двери протянута линия к блоку индикации. Преимущества очевидны: на ходу выяснить, что неплотно закрыта какая-то дверь. Остальное просто: выйти из машины и захлопнуть дверь.
Что ещё почитать