Как продлить ресурс двигателя машины

Расскажем - что такое ресурс двигателя автомобиля: какие факторы влияют и как его продлить. 7 простых правил, которые помогут продлить срок эксплуатации мотора авто. Советы от профессионалов для начинающих автолюбителей.

Что это такое

Под ресурсом принимается суммарная наработка изделия в течение срока службы. Срок службы - продолжительность экплуатации изделия до капитального ремонта. На практике за критерий наступления предельного состояния мотора принимают снижение мощности, появление стука, предельно высокий расход топлива и масла. Т.е. совокупность ситуаций, которые ведут к серьезному ремонту.

Легче заранее предотвратить появление проблем, чем позже ремонтировать двигатель. Данные правила продлят его работу:
  • Применять топливо, масло и антифриз рекомендуемые заводом.
  • Следить за состоянием воздушного, масляного и топливного фильтра;
  • Не допускать повышенных нагрузок на малых оборотах;
  • Вовремя проводить техосмотр и не экономить на запчастях.

Заправляйтесь правильным топливом

Применять топливо, рекомендуемое изготовителем. Если для авто положен «95-ый» бензин, то заливаем в бак его. Если хотите сэкономить и залить вместо АИ-95 - АИ-92 - это отрицательно скажется на ресурсе. Объясняется тем, что каждый мотор предназначен для определенного вида топлива. О чём можете прочитать в инструкции к машине или увидеть соответствующую наклейку на внутренней стороны заправочного лючка.

Применение бензина низкого качества опасно из-за преждевременной детонации (взрыва). Особенно критично для турбированных моторов, когда заливаете «95-ый» или «92-ой» вместо положенного «98-ого». Это приведёт к раннему ремонту двигателя или турбины. То же самое относится к атмосферным моторам без турбины. Если производитель сказал лить в бак «95-ый» бензин - то так и поступаем. Иначе последующие проблемы будем оплачивать за свой счёт.

Регулярно меняем масло в двигателе

Правильно выбранное моторное масло также положительно сказывается на ресурсе. Если завод-изготовитель рекомендует для машины применять фирменное масло, то нужно при замене заливать его. Если будет лить в мотор масло для него не предназначенное или с другими характеристиками, то это скажется на смазывающихся характеристиках, что приведет к снижению ресурса.

Если долго не менять масло в двигателе, то мотор забьётся грязью и отложениями.
Важно придерживаться сроков замены моторного масла. Если не менять его длительное время, то придётся делать «капиталку». А увеличение срока замены в 2 раза - во столько же снижает ресурс двигателя. Зимой используйте масло с низкой степенью вязкости.

Большинство производителей рекомендуют менять масло каждые 15 000 км пробега, не учитывая реальные условия эксплуатации. Такой интервал допустим при езде в основном по трассе со средней скоростью 50 км/ч. А в городе автолюбители постоянно ездят в пробках и средняя скорость лишь 20-25 км/ч. Поэтому логично менять масло в 2 раза чаще - при пробеге 7500 км.

Про антифриз не забываем

Заливайте качественную охлаждающую жидкость и меняйте антифриз в установленные сроки. Опасно вместо антифриза в систему охлаждения заливать водопроводную воду. Она хорошо охлаждает мотор, но может разъедать некоторые детали, что приведёт к засорению системы охлаждения и перегреву. Зимой вода замерзает. Если ранее она была залита в двигатель, то разрушит его детали при сильном морозе.

Так выглядит старый антифриз, слитый с двигателя машины. Поэтому чаще меняйте охлаждающую жидкость.
Так что зимой заливаем антифриз, а летом - можно доливать воду, но не обычную из-под крана, а дистиллированную, купленную в магазине. Если её количество залито больше 10% от всего объема антифриза, то меняем её перед морозами.

Меняем фильтры

Следить за состоянием воздушного фильтра, вовремя его менять. Несвоевременная замена сокращает ресурс, т.к. в двигатель будет попадать больше пыли и грязи, а фильтр не сможет с ними бороться. Если долго не меняли его, то он забьется грязью. Следовательно, снизится мощность авто и возрастет расход топлива.

Слева - старый воздушный фильтр, забитый грязью. Почистить и помыть его нельзя, только менять на новый.
Ездить без фильтра двигателя категорически запрещено! На практике, такая езда многократно снижает ресурс автомобиля, буквально за несколько тысяч километров.

Не допускать нештатных режимов работы

Резкие старты с места, рваный режим движения и постоянная езда на высоких оборотах - не продлевают «жизнь» двигателю. Но если ездить в «пенсионерском режиме», это тоже не хорошо. Нужно иногда давать мотору поработать на оборотах, близких к максимальному. Когда он работает на постоянных оборотах, то внутри него скапливается нагар. Чтобы его удалить нужно поездить на повышенных оборотах, чтобы удалить скопившийся нагар.

Если переключать передачи очень рано, то двигатель автомобиля будет работать с высокой нагрузкой на небольших оборотах. При этом масляный насос не обеспечивает достаточно высокое давление масла, а потому детали мотора подвержены повышенному износу. Страдает поршневая группа и подшипники коленвала. Ведь на низких оборотах разбрызгивание масла в картере двигателя невелико, и пара поршень-цилиндр смазывается недостаточно.

Поэтому нужно не давать мотору большой нагрузки на оборотах ниже 2500 об/мин на бензиновых моторах и 2000 на дизельных авто. Нужно периодически при движении по трассе давать бензиновому двигателю поработать на оборотах около 4000-4500, а дизелю 3500-3800 об/мин в течение получаса. Тогда двигатель машины немного «продышится».

Вовремя проходите техосмотр

Во время него, мастера устраняют замеченные неисправности и делают те работы, которые рекомендовал завод-изготовитель, чтобы сохранить ресурс всего автомобиля. Если будете вовремя проходить техосмотр, то проблем с авто на протяжении гарантийного срока возникнуть не должно. Главное - не экономьте на запчастях. Если поставите «подделки» или дешевый аналог, то это снизит ресурс машины.

Для примера, решили сэкономить и установить дешевый воздушный фильтр неизвестного производителя. Он не будет хорошо фильтровать воздух от загрязнений и в мотор попадут частички пыли и грязи. А это снизит пробег двигателя до капитального ремонта.

После покупки новой машины желательно пройти ТО-0. Многие автолюбители относится к нему скептически и стараются не делать. Но, масло залитое в двигатель с завода является обкаточным, вобравшим в себя микрочастицы и продукты приработки нового двигателя. Поэтому к 2 000 км пробега авто следует заменить моторное масло с фильтром на новое.

По поводу поддельных запчастей - смотря какие брать. С воздушным фильтром, как с другими запчастями, надо покупать оригинал или качественную замену. Например, я беру фильтра Bosch или Mann - они не хуже оригинала. А например продукцию фирмы «Filtron» я бы не стал ставить. Другое дело, например, с рулевыми наконечниками. Оригинал дорого, но можно найти качественную замену. Выбираем не самое дешевое, а из средней ценовой категории. Тогда качество будет не хуже оригинала и немного сэкономим.
Что ещё почитать