Всё про ремень ГРМ для двигателя

Расскажем что такое и зачем нужен ремень ГРМ двигателя автомобиля. Почему обрывается - все причины. Как часто следует менять и какая периодичность. Как поменять ГРМ на авто своими руками.

Зачем нужен

Ремень газораспределительного механизма (ГРМ) обеспечивает гибкое соединение между распредвалом и коленвалом, а также открытие и закрытие клапанов синхронно с действием поршней. Его работа в том, чтобы поворачивать распредвал со скоростью, точно равной половине скорости оборота коленвала.

ремень грм - общий вид
Надежность ремня двигателя важна там, где поршни и клапана находятся в одном блоке. В них поршни и клапана делят одно пространство, но благодаря ремню они никогда не встречаются друг с другом. Когда он рвется, поршень ударяет в открытый клапан и гнет его, в результате требуется дорогой ремонт.

Отметим, что такое бывает не на всех машинах. Некоторые производители делают в поршнях специальные углубления. При обрыве ремня мотора - клапана и поршни не встретятся друг с другом, т.е. не потребуется серьезный ремонт.

Почему обрывается

Перечислим факторы, которые могут стать причиной преждевременной обрыва ремня ГРМ и сократить его срок службы:
  • неправильное хранение до установки;
  • заклинивание ролика или насоса охлаждающей жидкости;
  • неправильное натяжение;
  • низкое качество ремня - подделка;
  • контакт с моторным маслом;
  • попадание инородного тела;
  • поломка натяжителя;
  • износ шкивов;
  • резкие рывки при эксплуатации;
  • пуск с буксира в сильные морозы;
  • несоосность осей шкивов и роликов.

Периодичность замены

На многих современных машинах при обрыве ремня ГРМ гнет клапана и требуется не дешевый ремонт, т.к. потребуется заменить большинство деталей мотора. Поэтому следите за визуальным состоянием. Это можно сделать, если снять крышку, которая его защищает или проверить состояние через специальное смотровое окошко. Как это сделать можно узнать из инструкции по эксплуатации автомобиля.

оборванный ремень грм машины
Периодичность замены зависит от конкретной марки автомобиля, что можно узнать из технической документации. Многие мастера рекомендуют менять ремень при пробеге автомобиля 80 000 - 120 000 километров. Если не знаете, когда в последний раз он менялся или менялся ли, то следует его внимательно осмотреть на износ. Если он износился, то будет видны следы износа в виде микро-трещин на корпусе.

Производители указывают срок замены ГРМ при пробеге свыше 150 000 километров. Дилеры, наоборот, требуют сократить срок до 90 - 100 000 километров из-за тяжелых условий эксплуатации. Например, АвтоВАЗ официально требует менять ГРМ на автомобилях Лада Веста при пробеге 180 000 км. Но многие автолюбители делают в интервале от 100 до 120 000 км пробега. Получается перестраховка от преждевременного обрыва.

Не думайте, что если на ремне появились микро-трещины - он сразу оборвется. Это не так, внутри он имеет металлическую основу, т.к. состоит из тонких металлических прутьев. Это сделано, чтобы он мог многократно удерживать ударные нагрузки и работать продолжительное время. Он может ослабнуть, что скажется отрицательно на динамике машины - - двигатель будет работать шумнее, плохо заводится. Это первые признаки износа.

Обычно производители авто рекомендуют вместе с заменой зубчатого ремня одновременно менять ролики, натяжитель и помпу (водяной насос). Трудоемкость и стоимость выполнения работ по отдельности достаточно высока, к тому же износ деталей зачастую не виден. Поэтому разумнее поменять всё сразу, к тому же производители выпускают специальные комплекты: ремень + ролики ГРМ.

Советы

Стоимость замены ГРМ в автосервисе от 3 500 ₽ и зависит от типа двигателя. Для 8-клапанного мотора дешевле, для 16-клапанного - дороже. Также следует «держать в уме» стоимость водяной помпы. Отметим, что для большинства иномарок произвести замену ГРМ самостоятельно будет проблематично из-за необходимости специального инструмента. Лучше доверить работу профессионалам.

Для некоторых автомобилей существуют ремни двигателя с усиленным металлическим кордом. Они служат на 30% дольше обычного. Рекомендую также поменять все приводные ремни (генератора, кондиционера) и помпу, у которых срок службы сравним с ресурсом ремня ГРМ.
Что ещё почитать