Что такое автомобильный турбокомпрессор?

Многие слышали слово "турбо", но толком не представляют - что это такое? Это обозначение скрывает наличие автомобильного турбокомпрессора под капотом машины. Расскажем, что такое автомобильный турбокомпрессор и для чего нужен.

Авто турбокомпрессор - что это?

Турбокомпрессор - это устройство для увеличения мощности мотора за счет большего подаваемого воздуха в цилиндры.

Принцип работы турбокомпрессора в следующем: в мотор попадает топливовоздушная смесь, которая сгорая уходит в выхлопную трубу. На входе выпускного коллектора стоит крыльчатка, которая жестко соединена с другой крыльчаткой, которая находится уже впускном коллекторе. Когда, выхлопные газы выходят из мотора, они раскручивают крыльчатку, которая находится в выпускном коллекторе. Та в свою очередь раскручивает крыльчатку в впускном коллекторе.

принцип работы турбокомпрессора
В итоге получается, что в двигатель поступает больше воздуха, а соответственно и топлива. Как мы знаем, чем больше сгорает топлива, тем больше мощность. И чтобы сжечь больше топлива, нам нужно больше воздуха. Турбокомпрессор поставляет в мотор больше воздуха, в результате чего получаем существенную прибавку в мощности.

Что такое интеркулер? Интеркулер нужен для охлаждения подаваемого воздуха в впускной коллектор. Мы не можем бесконечно много подавать воздуха, т.к повышается его плотность при нагреве. Для охлаждения поступаемого воздуха используют интеркулер - дополнительный радиатор.

Что такое турбояма?

Следует отметить, что крыльчатка турбокомпрессора может развивать до 200 000 оборотов в минуту. Вследствие этого, у турбокомпрессора имеется большая инерционность, которая получила в народе название "турбояма".

Суть турбоямы в следующем. При резком нажатии на педаль газа, крыльчатка очень медленно набирает обороты и оттого приходиться ждать несколько секунд, когда начнет поступать воздух в двигатель. Благо, сейчас производители в той или иной степени избавились от эффекта турбоямы, а именно стали устанавливать два перепускных клапана.

Первый перепускной клапан предназначен для отработавших газов, а второй чтобы перепускать излишний воздух из впускного коллектора двигателя в трубопровод до турбокомпрессора. Что получается? При сбросе газа обороты крыльчатки турбокомпрессора уменьшаются очень медленно. А если будет резко нажата педаль газа, то воздух в впускной коллектор поступит в полном объеме. Эффект турбоямы в таком случае равен времени открытии перепускного клапана.

Подробнее про эффект турбоямы, как она происходит и как от нее избавиться, в статье: "что такое турбояма".

Что такое перепускной клапан турбины?

Цель перепускного клапана - пустить часть выпускного газа в обход турбины, таким образом ограничив скорость вращения турбины и соответственно и давление на впускном коллекторе. Перепускные клапана бывают двух видов: внутренние и внешние. На большинстве турбокомпрессоров используются внутренние.

Внешние перепускные клапана, устанавливаются отдельно от турбины, такие ставятся на гоночные машины. Они более надежны, но их размер часто не способствует удачному расположению под капотом обычной гражданской машины. Одно из преимуществ внешнего клапана - это возможность регулировки механизма.

Подробнее как контролировать давление турбины в статье: "перепускной клапан турбины".

Что такое битурбо или твинтурбо?

В первом случае, это означают наличие двух турбокомпрессоров, установленных параллельно, а втором - наличие трех турбокомпрессоров. Часто "битурбо" или "твинтурбо" используют лишь на спортивных автомобилях, а также на гражданских машинах со спортивными характеристиками.

Применение нескольких турбокомпрессоров выгодно из-за того, что они отличаются размерами. Один будет обладать большей инерцией, а другой - меньшей. В итоге, первый турбокомпрессор будет работать при малых и средних оборотах двигателя, а второй при оборотах близких к максимальным.

Остались вопросы? Пишите
Что ещё почитать