Карданная передача автомобиля

Карданная передача заднеприводных авто предназначена для изменения крутящего момента от вторичного вала трансмиссии к главной передаче под изменяющимся углом. Рассмотрим её устройство и основные неисправности.

Из чего состоит

  • переднего и заднего валов;
  • промежуточной опоры с подшипником;
  • шарниров с вилками и крестовинами;
  • шлицевого соединения;
  • эластичной муфты.
При размещении одного агрегата относительно другого на некотором расстоянии крутящий момент между ними передается через карданные передачи. Они предназначены для передачи крутящего момента между агрегатами, оси валов которых могут смещаться при движении. Их применяют в основном на заднеприводным машинах, где двигатель с трансмиссией расположены спереди, а ведущий мост с колёсами - сзади.

Кузов автомобиля постоянно перемещается относительно заднего моста вверх-вниз. Он прыгает на неровностях дороги, меняется угол (до 15-20°) между передним валом кардана и главной передачей, расположенной в заднем мосту. Именно туда должен передаваться крутящий момент, причем постоянно и равномерно.

Поэтому задний вал кардана машины не может быть простой жесткой трубой. Он имеет два шарнира, которые позволяют без рывков и толчков передавать крутящий момент от коробки передач к главной передаче при любых «прыжках» автомобиля.

Шарниры с вилками и крестовинами обеспечивают возможность передачи крутящего момента под изменяющимся углом. Валы изготовлены из тонкостенных стальных труб. На концах к трубам приварены вилки карданных шарниров. Бывает, что с одном стороны делают вилку, а с другой - шлицевую втулку. Для уменьшения вибрации двух последовательно соединенных карданов применяется промежуточная опора. Это своего рода подшипниковый узел, который требует периодической смазки литолом.

В результате колебаний кузова автомобиля, расстояние от коробки передач до заднего моста получается величиной переменной. При перемещении кузова вверх карданная передача должна удлиняться, а когда кузов идет вниз – укорачиваться. Именно это происходит в шлицевом соединении - удлиняются и укорачиваются не жесткие трубы, но их суммарная длина.

Основные неисправности

Шум, стуки и вибрация при движении происходит из-за износа шарниров, подшипника промежуточной опоры, деформации валов. Неисправность устраняется путем замены поврежденных элементов.

Причины неисправностей:
  • недостаточная смазка шлицевого соединения;
  • износ шлицевого соединения, подшипника промежуточной опоры или игольчатых подшипников кардана;
  • деформация или дисбаланс карданных валов. Дисбаланс устраняют приваркой балансировочных пластин, поэтому при разборке необходимо сохранить взаимное расположение всех узлов;
  • износ поверхностей трения центрирующей втулки фланца эластичной муфты и центрирующего кольца ведомого диска коробки передач;
  • ослабление затяжки гайки, крепящей вилку на заднем конце кардана или гайки, крепящей поперечину к кузову машины;
  • выход из строя подушки опоры задней подвески автомобиля с большим пробегом - более 200 000 км;
  • неверная сборка из-за несовпадения меток. Поэтому перед снятием или разборкой нужно обязательно наносить метки.
При износе шарниров или подшипников крестовин слышен характерный щелкающий звук при трогании с места и переключении передач. У валов с шаровыми шарнирами эти щелчки могут быть слышны при повороте передних колес на предельные углы. Когда износ подшипника промежуточной опоры достигнет определенного рубежа - появляется заметный шум под днищем авто и ощущается вибрация.

Для устранения шумов иногда достаточно прошприцевать соединение. Для этого используется смазка типа Литол. Иногда стук в шлицевом соединении удаётся устранить обстукиванием вала на середине длины. Обстукивание нужно проводить аккуратно. Если отказал подшипник промежуточной опоры (есть люфт), то его меняют на новый.

Износ всех узлов увеличивается, когда в задней подвески автомобиля стоят нестандартные высокие пружины или межвитковые проставки. Т.е. если задняя часть машины немного поднята относительно передней.

При нормальной эксплуатации машины без офф-роуда, шарниры кардана служат 60 - 80 000 км пробега. Если грамотно обслуживать и периодически смазывать, то срок службы увеличиться вдвое (до 120 000 км). А сами трубы с валами, в принципе - вечные. Но если погнули его или деформировали вал с шаровыми шарнирами, то меняйте поврежденные узлы в сборе.
Что ещё почитать