Роботизированная коробка машины

Роботизированная коробка передач автомобиля объедила черты механической трансмиссии и автоматической. Расскажем что такое «робот», как работает и в чём особенности. Какие бывают неисправности.

Что это такое

Вместо третьей педали, которую нужно выжимать для переключения скоростей в механической коробке, у авто с «роботом» - всего две педали. Роль третьей педали играет целая система сенсоров, передатчиков и исполнительных механизмов, которые при помощи бортового компьютера переключают коробку без участия водителя и сцепления.

Компьютер синхронизирует работу деталей трансмиссии, а некоторые электронные системы способны научиться распознавать стиль вождения водителя и предугадывать его действия. У роботизированной КПП ручка переключения скоростей находится там же, где и ручка «механики», но вместо Ж-образного переключения, рычаг переключается только вперед или назад.

Как работает

Работает следующим образом. При переключении ручки передач и нажатии педали газа сенсоры передают информацию в блок управления, который передает сигнал в коробку передач. Сенсоры также сообщают в блок информацию о действующей скорости и новом требовании переключения скоростей.

Блок управления синхронизирует информацию, полученную от сенсоров, и выбирает оптимальную скорость и время переключения скоростей и обеспечивает слаженность работы механизмов коробки передач. При этом принимается в расчет скорость вращения двигателя, работа кондиционера, показатели спидометра.

Бортовой компьютер роботизированной КПП управляет гидромеханикой, который смыкает или размыкает сцепление. Этот процесс происходит синхронно с действием водителя, переключающего ручку скоростей. Гидромеханический блок использует жидкость из тормозной системы для запуска гидравлического цилиндра, обеспечивающего движение актуатора.

Какие особенности

  1. Электроника реагирует быстрее человека и более точно, поэтому «выжать» сцепление можно без участия водителя. Для парковки автомобиля, обратного хода или нейтрального положения трансмиссии водитель должен предварительно выжать обе педали одновременно, после этого можно выбрать один из трех вариантов.
  2. Для быстрого переключения скорости на более высокую необходимо убрать ногу с педали газа, чтобы двигатель сбавил обороты для подходящей скорости. Для этого ручка передачи скоростей должна стоять на нужной позиции.

Неисправности

Иногда на панели приборов автомобиля зажигается индикатор перегрева сцепления. Поэтому совет владельцам - не затягивайте с заменой сцепления робота, если признаки его износа уже проявили себя. Или были сигналы о перегреве. Ведь даже при относительно нормальной температуре воздуха в +20 градусов, то долгое движение в пробке может обездвижить на время автомобиль. После длительного охлаждения «умный» компьютер даст «роботу» переключить с нейтрали.

У робота EasyTronic, который устанавливался на машины Opel Astra отмечаются следующие неисправности - невысокий ресурс сцепления и его актуаторов, а также необходимость проводить адаптацию управляющего блока по мере износа накладок диска сцепления.

Механическая часть робота (компоненты обычной механической коробки) ходят обычно долго и редко требуют внимания и обслуживания. Главное - чаще менять масло и даже заливать чуть выше уровня. Лишнее трансмиссионное масло не навредит агрегату, а продлит срок жизни механической части, исключив масляное голодание.


Роботизированная коробка передач AMT устанавливалась на автомобили Лада Веста и показала большие проблемы. У неё низкая надежность. Сцепление требовалось менять почти каждые 30-40 тысяч км пробега, а ресурс до ремонта всего 120 000 км. Робот AMT требует аккуратного вождения и замедляет динамику. Также он постоянно дергается.
Что ещё почитать