Что такое чип-тюнинг двигателя

Расскажем что такое чип тюнинг двигателя автомобиля. Какую мощность даёт и есть ли смысл делать. Плюсы и минусы. Личный опыт.

Для чего нужен

Работа серийного двигателя - компромисс между экономичностью, ресурсом и токсичностью выхлопа. Чип-тюнинг меняет авто под конкретного владельца. Чип-тюнинг - это изменение заводских калибровок двигателя, которые находятся в ЭБУ (электронный блок управления). Делается только для машин с системой впрыска.

В ЭБУ заложена программа работы авто. Она представляет одно, двух и трехмерную таблицу с данными (калибровки). Калибровки для мотора (пуск, экономичный, мощностной, ХХ, переходной) различны и применяются в зависимости от режима, в котором работает двигатель. ЭБУ, получая сигналы от датчиков, управляет исполнительными устройствами для обеспечения оптимальной работы мотора по мнению конструкторов.

автомобиль на стенде для измерения мощности двигателя
Изменяя калибровки можем влиять на работу любого устройства, который управляется ЭБУ. Для получения мощностных характеристик можно изменить установку угла опережения зажигания, величину времени впрыска, отключить или изменить работу систем, контролирующих токсичность выхлопных газов. Кроме того, можно изменить обороты холостого хода, максимально разрешённые обороты и массу других параметров.

Сколько можно получить при данных изменений от двигателя авто? Прирост может составлять 5-8%. Исключение составляют задушенные экологическими нормами моторы с турбонаддувом, где можно получить прибавку в 20%.

Какие плюсы

Каждый водитель решает - делать чип-тюнинг или нет. Но кто хоть раз проехал на машине с перепрограммированной системой впрыска, решает вопрос положительно. Мало кто ездит на режиме максимальной мощности, намного важнее для повседневной езды - крутящий момент и эластичность двигателя. Это даст простая перекалибровка двигателя.

спидометр авто до отметки 360 км/ч
Чип-тюнинг - доступный вариант, когда изменением программы управления можно изменить поведение автомобиля, сделать отличающимся от серийного, - более послушным, «приемистым», экономичным и удобным в управлении. Практически во всех версиях прошивок улучшены режимы холостого хода, холодного пуска, снижена температура вентилятора системы охлаждения, устранены ошибки в серийных версиях ПО.

Часто правка «мозгов» не повышает мощность, но выравнивает крутящий момент по диапазону оборотов и увеличивает чувствительность педали газа. Таким образом можно нивелировать аморфностью мотора без ущерба для ресурса. Автолюбители выбирают между мощностными прошивками, которые дают 15 % мощности и ресурсными - которые не вредят двигателю и топливной экономичности.

Для нестандартных двигателей автомобиля с увеличенным объемом, с измененным впуском и выпуском чип-тюнинг необходим как воздух. Индивидуальная для каждого мотора программа управления позволяет использовать потенциал форсированного мотора. Частным случаем является перезапись старого заводского ПО на современное.

Какие минусы

Перепрошивка двигателя может повлечь за собой различные проблемы. Если решаетесь провести перепрограммирование ЭБУ мотора, то придется озадачиться поиском проверенного специалиста с хорошей программой.
  • Увеличение расхода топлива. Если чип-тюнинг проводится для повышения мощности и динамики, то расход топлива увеличивается. При этом некоторые специалисты утверждают, что возможно одновременно увеличить мощность и снизить расход в ущерб экологичности.
  • Перегрузка трансмиссии крутящим моментом. Не все КПП имеют достаточный запас для работы с увеличенным крутящим моментом, из-за чего повышение ускоряет износ компонентов коробки передач.
  • Износ поршней и цилиндров, и уменьшение ресурса двигателя.
  • Потеря гарантии производителя. Если двигатель после прошивки сломается, то починить его по гарантии уже не удастся.
  • Возникновение детонации (риск при «кустарной» прошивке).
  • Износ турбокомпрессоров при чип-тюнинге турбированных двигателей.

Личный опыт

Шил «Санг Йонг Кайрон 2.0 дизель» с адактовской прошивкой stage 2. Что изменилось. Первое ощущение - машина поехала. Как будто сзади был прицеп и его отцепили. Пропала турбояма, при нажатии педали «газа в пол» - автомобиль резко стартует. Плюс отключенный ЕГР перестанет душить мотор. Коробка субъективно стала мягче переключаться.

Прошивка даёт + 20% мощности, а «электронные коробочки» столько точно не выдадут. Если дадут, то увеличивая расход топлива из-за обманки датчиков давления.

Существуют «экономичные» калибровки двигателя авто. Их рекомендуется ставить практичным владельцам, главная цель которых в уменьшении расхода топлива. Иначе активная работа с педалью «газа» приведет к обратному эффекту. Из личного опыта могу сказать, что практического смысла в них нет.
Что ещё почитать