Всё про бензонасос для машины

Расскажем что такое бензонасос для автомобиля и как работает. Какая разница между механическим и электрическим устройством. Как проверить самому и когда менять. Вопросы и ответы.

Что это такое

Бензонасос машины предназначен для поступления топлива из бака к двигателю. Он нужен потому, что мотор и бензобак находятся в противоположных концах автомобиля. В современных авто устанавливаются два типа: механические и электрические. Механические бензонасосы применяются в машинах карбюраторного типа, при этом топливо в карбюратор подается под низким давлением, а электрические — в топливных системах инжекторного типа с подачей топлива под давлением.

Механические бензонасосы крепятся снаружи топливного бака, а электрические - внутри. В некоторых двигателях устанавливаются два бензонасоса: один, работающий на больших объемах под низким давлением, внутри топливного бака. Другой - работающий на малых объемах под высоким давлением, на двигателе или около него. Механические бензонасосы работают по принципу засасывания топлива из бака в двигатель.

Расстояние между карбюратором и насосом небольшое, поэтому могут работать под низким давлением.

Электрические бензонасосы «проталкивают» топливо в двигатель. Их работа контролируется электронной системой автомобиля, которая принимает в расчет положение дросселя, соотношение воздуха к топливу и содержание выхлопов.

Схема системы питания: 1 - топливный бак; 2 - сетка; 3 - электробензонасос; 4 - магистраль подачи топлива; 5 - топливный фильтр; 6 - регулятор давления; 7 - топливная рампа; 8 - штуцер; 9 - форсунки; 10 - магистраль слива топлива.
Бензонасосы работают под давлением, они довольно шумные и быстро нагреваются. Поэтому их размещают в топливном баке — топливо охлаждает и глушит шумы.

Как работает

Бензонасосы запускаются при помощи электродвигателя. Когда поворачиваете замок зажигания авто на включение, бортовой компьютер дает сигнал на запуск. В этот момент на устройство подаётся электрический заряд. Мотор внутри начинает вращаться и в течение нескольких секунд создает давление в топливной системе.

Если через две секунды компьютер не получает сигнал, что мотор включён, бензонасос автоматически отключается в целях безопасности. Именно в первые две секунды после запуска двигателя можно слышать его работу.

Далее топливо засасывается в бензонасос через трубочку и выходит через односторонний клапан. Через топливный фильтр задерживается грязь и мусор. Далее бензин поступает в двигатель. Бензонасос работает, пока двигатель заведён.

Регулятор давления Поддерживает давление топлива в системе питания автомобиля на безопасном уровне, на который рассчитаны все элементы - трубки, шланги, форсунки. Без него топливный насос превысит допустимое значение, что может привести к отказу системы. Но следует знать, что насос проектируется с технологическим запасом, чтобы обеспечить его работу вне зависимости от параметров бензина, колебания напряжения питания и температуры.

Напряжение открытия регулятора давления в 3,8 бара говорит о пороге, с которого начинается нормальная работа системы питания. Чем оно ниже, тем лучше.

Когда менять бензонасос

Чаще всего бензонасос преждевременно ломается из-за грязного топливного фильтра. Он трудится на пределе, вырабатывая ресурс быстрее, чем было предусмотрено изготовителем. Поэтому не ленитесь чаще менять топливные фильтры, особенно если качество топлива оставляет желать лучшего. Промывка вряд ли поможет.

Бензонасос выходит из строя из-за износа его механических деталей или подгорания электрических контактов. Поводом для замены является изменение поведения автомобиля. Вот наиболее частые причины:
  • Неадекватная реакция на нажатие педали «газа».
  • Потеря мощности, особенно на высоких оборотах.
  • Неуверенный пуск двигателя.
  • Шум в топливном баке машины.
  • Нестабильная работа двигателя на минимальных оборотах холостого хода.

Вопросы и ответы

Как узнать - исправен или нет Надо перевести ключ зажигания машины во второе положение (должны загореться контрольные лампочки на панели), но мотор не запускать. Если слышен звук - работает, ничего не слышно - значит есть проблемы.

Можно ли ездить на пустом баке Многие автолюбители прывыкли ездить на «лампочке», когда в баке автомобиля остается минимум бензина. Но как это сказывается на работе бензонасоса? Не начнёт ли он хлебать воздух вместо бензина и преждевременно выйдет из строя. Современный насос располагается в пластиковом стакане, препятствующей отливу топлива при кренах и ускорениях авто. А внутренние перегородки в топливном баке препятствуют переливам и отливам бензина.

Даже если бензин полностью закончится, то бензиновый насос перестанет создавать давление, мотор заглохнет и питание не будет поддаваться на насос.

Бензин нужен для смазки Многие считают, что автомобильное топливо используется как смазка. На самом деле, смазывающая способность бензина мала, а он используется как охладитель.

Может случиться пожар из-за возгорания Так полагают из-за того, что щётки бензонасоса постоянно искрят и малейшая негерметичность насоса приведёт к пожару. Но его конструкция не герметична, а его детали - щетки и якорь постоянно купаются в бензине. Возгорание невозможно, т.к. концентрация паров бензина высокая (больше стехиометрической) и её поджечь нельзя.


Если перевести на «газ», он погибнет Когда бензонасос работает на газовом топливе, то он гоняет топливо по малому кругу. Это не может сказаться на его надежности, т.к. это штатный режим работы. Неприятности могут возникнуть только при полном отсутствии бензина в баке.

Избыточное давление вредно Считается, что если поставить более мощный бензонасос, то будет создаваться избыточное давление в топливной магистрали. Но регулятор давления отслеживает величину давления, отправляя излишек топлива обратно в бензобак. Поэтому более производительный насос никакого вреда не причинит. Но если установить более слабый, то на «максималке» может не хватать топлива.

Электробензонасос считается одним из самых надежных агрегатов в современном автомобиле. Например, своей смертью от недостатка бензина бензонасос не помрёт. Чаще всего сказывается естественный износ механических деталей.
Что ещё почитать