Кондиционер автомобиля плохо работает

Почему не холодит - основные причины. Советы по заправке своими руками. Когда менять фреон и можно ли сделать самому.

Причины

Если кондиционер в авто плохо работает, то в нем вместо фреона находятся пары воды и воздух (как работает автокондиционер). Особенно опасно нахождение воды, её в системе может образоваться за зиму значительное количество. Иногда в шлангах накапливается до 200 грамм. Также от воды и содержащихся реагентов образуется коррозия.

из соплов кондиционера авто должен дуть холодный воздух
Наличие воздуха нежелательно. Опасно тем, что воздух на 70% состоит из азота. Из-за этого значительно увеличивается нагрузка на компрессор. Рекомендуется зимой изредка (не реже одного раза в месяц) включать кондиционер, чтобы прогнать масло. Но сделать бывает сложно, т.к. при минусовой температуре электроника не даст ему включиться. Выход - приехать на теплую и отапливаемую парковку/гараж - где его запустить.

В результате скапливания воды в системе вентиляции появляются неприятные запахи. Устраняются средством по типу «очистки кондиционера». Данное средство стоит на 2023 год около 540 ₽, а подобная операция в автосервисе будет минимум в 3 раза дороже.

Очиститель системы вентиляции
очиститель кондиционера машины в баллончикеПредназначен для очистки, дезинфекции и борьбы с запахами из устройств вентиляции и кондиционирования воздуха в автомобилях, а также для профилактики инфекций. Средство пригодно для самостоятельного использования и не требует специальных навыков или инструментов.

Как происходит заправка

Чем заправляют В современных автомобилях вместо ранее использовавшегося фреона (R-12), который опасен для озонового слоя, используется менее эффективный, но более безопасный охладитель R-134а. При заправке понадобится примерно 0,5 кг хладагента (для авто малого и среднего класса).

Когда нужно заправлять Это происходит по мере утечки жидкости. Т.к. оборудование для кондиционера в машине состоит из различных трубок, то во время эксплуатации автомобиля из-за вибраций допускается незначительные утечки. Примерно 10-15 процентов уходит жидкости в год. Значит фреон заправляют при полностью исправной системе раз в 3-5 лет.

заправка кондиционера автомобиля в сервисе
Причины дозаправки фреона:
  • Кондиционер работает, но холодит не как раньше, а слабее.
  • Нет резких утечек.
  • Отсутствуют следы кондиционированного масла на всех стыках системы.
  • Машине более 5 лет или дозаправляли более 3 лет назад.
Если кондиционер перестал резко холодить и полностью вытек фреон (система не будет включаться - не услышите шум вентилятора), то обязательно пройдите диагностику. Это делается в сервисе или у частников специальным прибором или ультрафиолетом. Возможно, фреон вытек из-за щели или разрыва шланга. Если не устранить причину, то он весь вытечет за 2-3 часа.
Есть ли фреон Всегда можно проверить его наличие своими руками. Нужно найти и отвернуть защитный колпачок с заправочного вентиля на толстой трубке (обратка). А потом нажать на кончик ниппеля. Это, как стравливать давление в колесе. Только тут надо быть более осторожным. Если отсутствует реакция или идёт слабое шипение - то хладагента нет.

Также можно стравливать лишний фреон из системы, когда его перекачали.

Процесс заправки
  1. Откачка старой жидкости. Первым делом нужно удалить старый фреон (если остался). Это делается, чтобы узнать сколько точно заправлять хладагента (он взвешивается) и удаления из него масла.
  2. Процесс вакуумирования - удаления остатков влаги и воздуха.
  3. Тест на герметичность - перед заправкой нового фреона нужно убедиться в отсутствии утечек. Некоторые мастера за это берут дополнительную плату.
  4. Заправка масла. В системе имеется небольшое количество масла (около 15 грамм) для смазывания трущихся деталей внутри компрессора.
  5. Закачка новой жидкости. После нужно включить автокондиционер в машине на полную мощность и проверить качество охлаждения.
Если будет заправлен не до конца, то возникнет масляное голодание компрессора. К тому же, плохо заправленная система вырабатывает недостаточное количество холода. Если заправлно слишком много - в нем образуется повышенное давление, что приводит к плохой работе и поломке.

Примерная стоимость зависит от региона. В среднем диагностика и заправка кондиционера автомобиля стоит 2000 ₽ (всё включено). Дополнительный поиск утечек с диагностикой - 1000 ₽. Замена масла - 500 ₽.

Заправляем своими руками

Потребуется баллончик с фреоном R-134а (стоит 2500 ₽ за 600 грамм хладагента) и специальный набор (ценой от 1000 ₽). В него входит два наконечника, манометр и соединительные шланги. Как происходит процесс:
  1. Соединяем по резьбе баллончик с системой при завернутом вентиле.
  2. Присоединяем заправочный штуцер к возвратной магистрали (толстой трубке).
  3. Определяем давление в системе по манометру.
  4. Если давление достаточное (стрелка манометра находится ближе к середине зеленой зоны или показывает больше 2,5 бар), то дело не в недостатке хладагента. Если давление недостаточное, то начинаем заправку, открыв немного вентиль;
  5. Действуйте спокойно и не спешите. Доведите давление до 3 бар. Попробуйте запустить кондиционер авто и убедитесь, что воздух из дефлекторов идет с температурой около 5–9°C. Если температура ниже (1-3°C) - стравите лишний фреон.
Процесс не самый легкий, эффективность средняя. Всё из-за отсутствия этапа вакуумирования и полного удаления старого хладагента, воздуха и влаги.

Иногда неполадки проявляются после полной заправки кондиционера в машине. Чаще происходит при длительной езде с пустым кондиционером. В нём накапливается вода, вызывая появление ржавчины. Это можно исправить с помощью доливки масла и работе компрессора на повышенных оборотах. Но этот способ срабатывает не во всех случаях.


Появились фирмы по выездной заправке кондиционеров авто - приедут в любое место. За это возьмут от 2500 ₽ для легковых автомобилей и внедорожников.
Что ещё почитать