Усилители мощности для автозвука
В серьезных автозвуковых инсталляциях встречается отдельный внешний усилитель. Разберемся какие бывают автомобильные усилители мощности, в чем их преимущество и избавимся от некоторых заблуждений.
На магнитоле можно увидеть цифры «4 х 50W» - это максимальная мощность, которую они выдают в пике сигнала (на протяжении короткого времени). При этом нелинейные искажения достигают 10% – это уже не музыка. Динамики с легкостью отыграют два десятка ватт, отдаваемых встроенным усилителем магнитолы. Но именно 10–20 Вт, а не 50! В этих пределах колеблется номинальная мощность головных устройств. Это мощность, при которой музыка не хрипит и пищит.
Виды усилителей сабвуфера и колонок
Двухканальные
Используют для качественного и мощного звучания пары динамиков или одного сабвуфера авто. Почему одного? Сабвуфер должен воспроизводить низкие частоты (ниже 60–100 Гц), а они не локализуются. Поэтому можно обойтись
одним сабвуфером, подключенным одновременно к двум каналам в моно режиме (мостовое подключение). При мостовом подключении мощность, выдаваемая усилителем, будет намного выше.
Для примера. Если двухканальный сабвуфер имеет номинальную мощность 2х60 Вт, то при подключении в мостовом режиме - способен выдавать 1х200 Вт. Чтобы «саб» играл только низкие частоты, используют встроенный в усилитель фильтр низких частот. Без него музыка превратится в «бубнеж» из багажника. С остальной акустикой поступают наоборот – убирают низкие.
Существуют ли одноканальные усилители? Это штучный продукт и широкого распространения не получил из-за специфики. Встречаются в профессиональных аудио системах, когда важна максимальная мощность сабвуфера, а не его звучание.
Четырехканальные
Популярность они заслужили благодаря универсальности. Самая распространенная схема подключения – два канала на переднюю акустику и два канала на сабвуфер. Так одновременно подключаем акустику и сабвуфер, а если его нет - подключаем задние динамики. Еще есть «поканальное» подключение – одна пара выходов идет к «пищалкам», вторая – на динамики.
Бывают
трехканальные устройства. Третий канал используют для подключения сабвуфера. Встретить в продаже невозможно, т.к. их вытеснили четырехканальные «усилки» из-за своей универсальности. То же самое касается шестиканальных устройств.
Пятиканальные
По сути это четырехканальники с дополнительным каналом сабвуфера. Если с «басовым» каналом все понятно, то оставшиеся четыре можно использовать для системы с фронтальной и тыловой акустикой или «поканалки».
Купить усилитель звука – полдела, вторая половина –
его установка. Корпус и проводка должны быть надежно зафиксированы. Не забудьте про естественную вентиляцию – все «усилки» греются. И последнее: если одно устройство бортовая система авто переживет без потерь, то в случае с несколькими мощными - возможны сложности.