Тюнинг трансмиссии автомобиля

Расскажем как сделать тюнинг трансмиссии автомобиля самому. Что дает изменение главной пары и применение коммерческих рядов в коробке передач.

Для чего делается

Даже со слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел. Для наилучшего разгона автомобиля трансмиссия должна позволять мотору дольше работать в «правой» зоне тахометра. Для этого нужно, чтобы передаточные числа коробки были близки друг к другу. Тогда при переключении «вверх» обороты упадут не сильно, мотор вновь окажется «в моменте» и сможет резко ускорять авто.

главная пара кпп для тюнинга машины
«Близкие» ступени коробки помогут при переключении «вниз»: даже на высокой скорости можно включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя при этом выскочить в красную зону на тахометре.

Ряды передаточных чисел стандартных коробок имеют огромные «дыры» между соседними ступенями. Например, у многих машин большая разница между передаточными числами первой и второй ступеней, в результате чего страдает синхронизатор. Достается и водителю: чтобы обеспечить автомобиль приемлемым запасом тяги после переключения на вторую передачу, нужно еще на первой хорошенько его «выкрутить».

Как с этим бороться? Выход один: сохранив корпус коробки, заново изготовить оригинальные валы и шестерни.

Применение тюнингового рядов

На рынке есть многочисленные варианты тюнинговых (коммерческих) рядов, разработанных с использованием спортивного опыта. Их предлагается множество: «шестой», «восьмой», «одиннадцатый». Отличаются они передаточными числами. Например, «восьмой» и «двенадцатый» ряд близки к серийному и с слегка форсированными моторами неплохо подходят для динамичной езды.

тюнинговый ряд коробки передач для автомобилей
Другое дело — «шестой» и «седьмой». Оба имеют шесть ступеней, прекрасно согласуются с «заряженными» двигателями и позволяют выступать в гонках.

Все тюнинговые ряды строятся по одному принципу. Низшие передачи существенно «длиннее», т.е. более скоростные чем у серийных коробок. Высшие — «короче» и ближе друг к другу. Такой подбор передаточных чисел усложняет процесс трогания с места, зато поведение автомобиля меняется: уже на первой-второй, «выкрутив» мотор до отсечки, можно разогнаться до скорости, где будут уместны четвертая и пятая передачи.

Изменение главной пары

Передаточное число коробки передач - отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача «короче» и «мощнее», т.е. мотор быстрые набирает обороты, набор скорости происходит стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие - снижение максимальной скорости на данной передаче.

Первое средство повышения разгонной динамики авто - изменение передаточного числа или, как принято говорить, «укоротить» или «удлинить» главную пару автомобиля. На большинстве современных легковушек передаточное число главной пары колеблется от 3,7 до 4,3.

шестерни и спортивный ряд для тюнинга авто
Более «короткая» пара улучшает динамику машины. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартный авто (стоковая - 3,7) в автомобиль с пушечной динамикой. Расплата за это - приходится часто перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль - первый. «Длинная» пара (3,7 - 3,9) - повышает максимальную скорость, но страдает разгон.

Любопытно, что чем больше передаточное соотношение, тем пара считается «короче», а чем оно меньше - тем «длиннее». Так говорят потому, что с короткой парой короче разгон на каждой передаче (но меньше предельная скорость).

На гоночных автомобилях используются главная пара 4,7; для участия в автокроссе - 5,1. Если важен разгон - следует выбирать главную пару «покороче». Но езда на трассе будет невыносимой. Потому, что снизится максимальная скорость и при 5000 оборотах будете ехать на «пятой» передаче всего 120-140 км/ч. Для любительского тюнинга подойдут главные пары от 4,1 до 4,3, которые дают оптимальный баланс разгонной динамики и максимальной скорости.

Можно собрать гоночную кулачковую «шестиступку». Такая коробка позволяет гонщикам переключаться без выжима сцепления и существенно сокращает время разгона. Но чтобы ездить на «кулачке» нужно уметь ей пользоваться. И шумит она сильно — примерно как серийная без масла.
Что ещё почитать