Системы EBD, BAS и VSC для авто

Кроме ABS, TSC, ESP существует электронная программа, получившая название EBD - электронное распределение тормозных сил. Эта система выступает в роли «довеска», оптимизируя тормозные силы на задних колесах.

Когда EBD нужна

В обычных условиях основная нагрузка ложится на тормоза передних колес, которые имеют лучший контакт с дорогой, потому что при торможении автомобиль как бы «клюет» носом, перераспределяя вес на переднюю часть. Но представим, что надо затормозить, когда машина едет в гору - основная нагрузка теперь приходится на задние колёса. Система EBD предназначена для таких случаев.

EBD варьирует тормозное усилие на каждом колесе автомобиля в зависимости от его сцепления с дорожным покрытием. Это повышает стабильность машины, если покрытие неоднородное.

Brake Assist

Появилась система, призванная улучшить работу тормозов - Brake Assist System (BAS или BA). BAS включается по команде датчика, регистрировавшего чересчур быстрое перемещение педали тормоза, свидетельствующее о начале экстренного торможения, и обеспечивает создание в тормозах максимально возможного давления жидкости. В автомобилях с ABS давление жидкости ограничивается, чтобы не допустить блокировку колес.

Задача Brake Assist - быстро «дожать» педаль тормоза, сделать замедление авто максимально эффективным.

Поэтому BAS предназначен для создания максимального давления в системе торможения только в начальный момент экстренной остановки автомобиля. Но даже этого достаточно, чтобы на 15% уменьшить тормозной путь при торможении со скорости 100 км/ч. Такое сокращение тормозного пути может оказаться решающим: система BAS способна спасти чью-то жизнь.

Эксперименты показали, что практически все водители не выжимают педаль тормоза до конца, хотя им кажется что они делают всё возможное. Поэтому даже простейшие системы спасают жизни - если скорость перед ударом снизить на 5%, вероятность летального исхода уменьшается на 25%. А согласно реальной статистике аварийности в европейских странах, системы автоторможения на 40% уменьшают риск получить травму при аварии.

Система автоматического торможения

Если по курсу движения возникает помеха, то сначала попытается предупредить водителя - звуком, светом или вибрацией. При отсутствии реакции электроника сама задействует тормоза. Источником данных служит видеокамера или/и радар. Некоторые системы гарантируют полную остановку, а другие - только снижение тяжести последствий.

Важно помнить, что система автоматического торможения работает только для помех, которая система заранее замечает и следит за ними. Выскочивший на дорогу в паре метров от автомобиля пешеход может быть серьёзной опасностью, хотя система постарается его спасти. У систем отличаются способности распознавания. Автомобили видят все устройства, а велосипедистов и пешеходов - только продвинутые.

Система VSC

Еще одна новинка в активной безопасности - система VSC. Она сочетает достоинства и возможности ABS, системы контроля тяги и системы контроля над боковым уводом автомобиля. Она также компенсирует некоторые недостатки, присущие каждой из систем, что обеспечивает уверенное движение даже на скользких дорогах со множеством поворотов.

Датчика VSC отслеживают режимы работы двигателя и трансмиссии, скорость вращения каждого из колес, давление в тормозной системе, угол поворота руля, поперечное ускорение и отклонение от курса, а полученные данные передают блоку электронного управления. Микрокомпьютер VSC, обработав информацию от датчиков, и оценив обстановку, принимает единственно правильное для конкретной ситуации решение и отдает команду исполнительным механизмам.

В ситуациях, которые могли бы стать аварийными из-за излишней уверенности либо вследствие недостаточного опыта водителя, система VSC скорректирует его действия, исправит ошибку и не позволит автомобилю выйти из-под контроля.

Предположим, автомобиль входит в вираж на слишком большой скорости, а водитель, осознав, что ошибся с ее выбором делает другую ошибку - резко тормозит или чрезмерно выворачивает руль в сторону поворота. Получив информацию от датчиков, система VSC мгновенно регистрирует, что автомобиль оказался в критическом положении, и не допуская блокировки колес до юза, перераспределяет тормозные усилия на колесах, чтобы противодействовать развороту автомобиля вокруг вертикальной оси.

Очень полезна система предотвращения повторных столкновений. Часто в момент удара водитель теряет сознание и не контролирует авто, что грозит бедой. Система зажимает тормоза, а также включает аварийную сигнализацию и разблокирует дверные замки.
Что ещё почитать