Система ЭРА ГЛОНАСС для авто
Разработка глобальной навигационной системы на основе спутников началась в СССР и США приблизительно в одно время. Расскажем как появился и как работает система ЭРА ГЛОНАСС. Как работает на практике.
Как появился
Американцы начали разработку GPS в начале 70-х, а начало разработки советской ГЛОНАСС началась в конце 60-х. Первый спутник вышел на орбиту в 1982 году. Американцы вывели первый навигационный спутник - в 1978 году.
В 1983 году спутниковая навигационная GPS становилась доступна гражданским организациям. Но только в 1993 году американцам удалось запустить достаточное количество спутников и добиться устойчивой работы системы. ГЛОНАСС должен был начать работу на полную мощность в 1991, но с развалом СССР и экономики страны развитие данного проекта было приостановлено до 2001 года.
В 2001 году правительство России реанимировало проект. На рынке уже существовала американская система GPS, разрабатывалась китайская «Компас» и европейская «Галилео». Была провозглашена задача разработать систему, которая принимала бы сигналы всех навигационных спутников - американских, российских и европейских. Этим предполагалось добиться точности и надежности получаемого сигнала, а также отказ от GPS.
Сейчас на орбите 28 спутников, из которых 24 на боевом дежурстве, а еще девять - в процессе подготовки на Земле.
Планировалось, что на базе ГЛОНАСС будут созданы автомобильные навигаторы. Но из-за недостаточного количества спутников, а со временем непопулярности самих навигаторов, этот проект сошел на нет. Вместо него пришла ЭРА ГЛОНАСС - система экстренного оповещения об авариях. С 2018 года ей оснащены все новые автомобили, продаваемые в России.
Как работает
Первым автомобилем с ЭРА ГЛОНАСС стала Lada Vesta. На потолке рядом с водительским плафоном освещения имеется тревожная кнопка SOS. По сути - это элемент встроенного в машину сотового телефона, который при аварии позвонит в службу спасения. Кроме того, в каждом автомобиле есть своя сим-карта, модем, микрофон, динамик и навигационный модуль.
После нажатия кнопки SOS этот «мобильник» соединит машину с оператором экстренной службы и отправит в сеть пакет данных об автомобиле. Он включает координаты, VIN-код, скорость, величину ударных перегрузок, цвет машины и даже тип топлива.
Предусмотрен
режим автоматической подачи сигнала бедствия - когда после аварии не осталось никого, кто в силах нажать кнопку. Система подаст сигнал SOS при срабатывании датчиков удара. Дальше оператор колл-центра сделает контрольный звонок в машину, а если ответа не будет - отправит спасателей по указанным координатам.
ЭРА изначально была создана развивать (и окупать) именно ГЛОНАСС. Нормативы не запрещают пользоваться и сигналом спутников GPS. Поэтому все навигационные блоки имеют двойной чипсет.
Другие функции
Что делать, если при аварии водитель не сможет самостоятельно выбраться из автомобиля и ему никто не сможет помочь. Например, происшествие произошло вдалеке, где нет возможности вызвать скорую помощь.
Инженеры придумали на этот случай уникальный метод. На машине располагается датчик-акселерометр (встроенный в ЭРА ГЛОНАСС) - он следит за резким перемещением автомобиля, например во время аварии, когда машина останавливается мгновенно вследствие удара. Если авто получит резкий удар, и резко остановиться – датчик сработает и зафиксирует столкновение.
Как распознать, произошла авария или нет?
Как датчик распознаёт столкновение, он при помощи спутниковой связи самостоятельно свяжется с оперативной службой. Диспетчеры через встроенную мультимедийную систему смогут связаться с пассажирами при помощи штатных динамиков. Вы услышите голос работника, который поинтересуется о вашем здоровье и в случае необходимости вызовет медицинскую помощь.
Даже если не знаете место своего расположения, то по спутниковому сигналу система обнаружит ваши координаты.
ЭРА ГЛОНАСС - первая в мире обязательная и бесплатная система экстренного вызова. Аналогичный комплекс экстренного вызова eCall на основе Галилео в Америке и Европе предлагают только за доплату.