Что такое система впрыска топлива
Впрыск топлива автомобиля - это система дозированной подачи топлива в цилиндры двигателя. Расскажем про электронные системы подачи топлива, как работают и из каких датчиков состоят.
Как работает
На рисунке показан
принцип работы распределенного впрыска.
Подача воздуха (
2) регулируется дроссельной заслонкой (
3) и перед разделением на 4 потока накапливается в ресивере (
4). Ресивер необходим для правильного измерения массового расхода воздуха - измеряет общий массовый расход или давление в ресивере.
Ресивер должен быть достаточного объема для исключения воздушного «голодания» цилиндров при большом потреблении воздуха и сглаживания пульсаций на пуске. Форсунки (
5) устанавливаются в канал в непосредственной близости от впускных клапанов.
Датчики системы впрыска топлива
Для функционирования электронной системы управления двигателем необязательно наличие всех датчиков. Комплектации зависят от системы впрыска и норм токсичности. Например, в системах Евро-2 отсутствуют датчик неровной дороги.
Датчик кислорода (ДК) - рассчитывает содержание О
2 в отработанных газах. Используется в системах с катализатором под нормы токсичности начиная с Евро-2 и дальше. В Евро-3 используется два датчика кислорода - до катализатора и после.
Датчик положения коленвала (ДПКВ) - считывает частоту вращения коленвала и его положение. Нужен для общей синхронизации системы, расчета оборотов двигателя и положения коленвала в определенные моменты времени. ДПКВ - полярный датчик. При неправильном включении двигатель заводится не будет. Это единственный «жизненно важный» в системе датчик, при котором движение автомобиля невозможно. Аварии всех остальных датчиков позволяют своим ходом добраться до автосервиса.
Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) - определяет массовый расход воздуха, поступающего в двигатель. Измеряется массовый расход воздуха, который потом пересчитывается программой. При аварии датчика его показания игнорируются, расчет идет по аварийным таблицам.
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) - определяет положение дросселя (нажата педаль «газа» или нет). Служит для расчета нагрузки на двигатель и его изменения в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки, оборотов двигателя.
Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) - следит за температурой охлаждающей жидкости. Нужен для определения коррекции топливоподачи и зажигания по температуре и управления электровентилятором. При аварии датчика его показания игнорируются, температура берется из таблицы в зависимости от времени работы двигателя. Сигнал ДТОЖ подается только на электронный блок управления, для индикации на панели используется другой датчик.
Датчик детонации - контроль детонации мотора. При обнаружении, блок управления двигателем включает алгоритм гашения детонации, оперативно корректируя угол опережения зажигания.
Датчик фазы (ДФ) - определяет положение распредвала. Нужен для более точного расчета времени в системах с фазированным (последовательным) впрыском. При аварии или отсутствие датчика система переходит на попарно - параллельную (групповую) систему подачи топлива.
Датчик скорости (ДС) - определение скорость движения машины. Используется при расчетах блокировки/возобновления топливоподачи при движении. Этот сигнал также подается на приборную панель для расчета пробега. 6000 сигналов с ДС примерно соответствуют 1 км. пробега автомобиля.
Датчик неровной дороги - для оценки уровня вибраций двигателя. Необходим для правильной работы системы обнаружения пропусков воспламенения, чтобы определить причину неравномерности (применяется с Евро-3).
Таблица - основные датчики
Название |
Что фиксирует |
Для чего нужен |
Чем чреват отказ |
Датчик положения коленвала |
Количество оборотов и положение коленвала. |
Точка отсчета для системы управления зажиганием и питанием, сигнал к пробуждению. |
Двигатель не заведется. ЭБУ просто ничего не «увидит» и будет думать, что двигатель просто спит. |
Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) |
Степень открытия заслонки – как ты давишь на «газ». |
|
Нестабильный холостой ход и рывки при увеличении оборотов. |
Датчик фазы (положения распредвала). |
Положение распредвала. |
Реализует фазированный впрыск - каждая форсунка «срабатывает» один раз за два оборота коленчатого вала. Это оптимизирует процесс смесеобразования. |
ЭБУ переходит на режим попарно-параллельной подачи топлива. Каждая форсунка срабатывает уже два раза за два оборота коленчатого вала, первый раз – при такте впуска, второй – при рабочем такте. Это неопасно, но такой режим работы считается аварийным, если не предусмотрен изначально. |
Датчик детонации. |
Детонация во время работы двигателя. |
При возникновении детонации блок управления пытается ее нейтрализовать посредством корректировки угла опережения зажигания. |
Реже других выходит из строя. |
Датчик температуры охлаждающей жидкости |
Температура охлаждающей жидкости. |
Подсказывает, когда двигателю необходима дополнительная доза топлива и повышенные обороты. |
Двигатель либо плохо заводится («мозг» думает, что мотор горячий и недоливает топлива), либо «богатит» смесь, когда ДТОЖ врет в меньшую сторону. |
Датчик температуры воздуха |
Температура воздуха во впускном коллекторе или в корпусе воздушного фильтра. |
Температура воздуха напрямую связана с его плотностью, а значит – и массой. А расход топлива находится в прямой зависимости от расхода воздуха. |
Малозаметен, хотя двигатель может немного «тупить». |
Датчик скорости |
Скорость автомобиля |
Информация нужна для оценки нагрузки, работы ограничителя скорости, АКПП, круиз-контроля и, конечно, спидометра. |
Спидометр, ограничитель скорости и круиз-контроль не работают, а АКПП будет переключаться по оборотам (среднестатистический водитель не заметит разницы). |
Исполнительные механизмы
По результатам опроса датчиков системы впрыска, программа электронного блока управления осуществляет управление исполнительными механизмами (ИМ).
- Форсунка - электромагнитный клапан с нормированной производительностью. Служит для впрыска вычисленного для данного режима движения количества топлива.
- Модуль зажигания - электронное устройство управления искрообразованием. Содержит два независимых канала для поджига смеси в цилиндрах. В некоторых модификациях используется выносная катушка зажигания или катушки зажигания непосредственно на свече.
- Бензонасос - предназначен для нагнетания горючего в топливную рампу. Давление в топливной рампе поддерживается вакуумно-механическим регулятором давления. В некоторых системах регулятор давления топлива совмещен с бензонасосом.
- Вентилятор системы охлаждения - управляется электронным блоком управления по сигналам датчика температуры охлаждающей жидкости. Разница между включением/выключением примерно 4-5°С.
- Регулятор холостого хода - для поддержания заданных оборотов холостого хода. Это шаговый двигатель, регулирующий канал воздуха в корпусе дроссельной заслонки для обеспечения двигателя воздухом и поддержания холостого хода при закрытой дроссельной заслонке.
- Сигнал расхода топлива - выдается на маршрутный компьютер. Данные приблизительные, т.к рассчитываются на основе суммарного времени открытия форсунок с учетом некоторого коэффициента. Необходим для компенсации погрешностей измерения, вызванных работой форсунок в нелинейном участке диапазона, асинхронной топливоподачей и другими факторами.
- Адсорбер - элемент замкнутой цепи рециркуляции паров бензина. Нормами Евро не предусмотрен контакт вентиляции бензобака с атмосферой, пары бензина должны собираться (адсорбироваться) и при продувке посылаться в цилиндры на дожиг.
- Электронный блок управления - микрокомпьютер, обрабатывающий данные, поступающие с датчиков и по определенному алгоритму управляющий исполнительными механизмами. Подробнее в данной статье.
Для правильной работы системы впрыска необходимо наличие исправных датчиков и исполнительных механизмов.