Что такое турбояма двигателя

Расскажем что такое эффект турбоямы (турбо-лаг) для дизельного и бензинового двигателя автомобиля. Какие способы существуют, чтобы избежать турбопровала.

Что это такое

По-простому, турбояма - это провал при наборе оборотов двигателя из-за инерции турбины автомобиля. «Газу дал», а машина не сразу ускоряется. Из-за этого происходит скачок в разгоне и вызывает неприятные ощущения при вождении авто, оснащенным двигателем с турбонаддувом. Эффект проявляется на машинах как с бензиновыми, так и дизельными турбо моторами.

турбина на двигателе машины

Как возникает

Турбина может раскручиваться свыше 150 000 об/мин, т.е. чем больше выхлопных газов подается на её крыльчатку, тем выше обороты, а значит, будет нагнетать больше воздуха. Чтобы ограничить набор оборотов, устанавливается перепускной клапан, сбрасывающий часть давления отработавших газов, спасая двигатель от «разноса».

Но есть существенный недостаток.

Автомобиль движется с небольшой скоростью, и мотор работает с небольшими оборотами. Возникает необходимость обгона и водитель резко нажимает на педаль газа, но ничего не происходит. Это «турбояма», вызванная задержкой турбонагнетателя. Когда топливо поступило в двигатель, но не успело сгореть для раскручивания крыльчатки турбины.

На турбо-лаг двигателя может уйти до нескольких секунд. Т.е. это задержка мощности во время резкого нажатия на педаль газа.

Как избавится от турбоямы

Чтобы избавиться, не нужно искать замену турбины, а снизить эффект путем изменения работы мотора. Делают при помощи чип-тюнинга авто. В процессе, специалисты изменяют настройки в блоке управления, задавая необходимые параметры. В результате турболаг двигателя не полностью исчезает, а заметно уменьшается.

устройство для избавления от турболага турбины
Вторым, более эффективным и менее затратным способом является установка пауербокса. Он подключается к топливному датчику и изменяет режим работы двигателя в зависимости от поступаемых сигналов. Применение пауербокса снижает расход топлива и позволяет произвести настройку устройства под конкретные задачи.

Проблему с эффектом турбоямы инженеры решили путем применения турбины с изменяемой геометрией или использование вдобавок механического турбокомпрессора или компрессора для аккумулирования воздуха.

Компания Volvo применяет двухлитровый баллон со сжатым воздухом, который при резком открытии дросселя отправляет его по кратчайшему пути к цилиндрам, чтобы полностью исключить турболаг.
Что ещё почитать