Что такое турбояма двигателя
Турбояма (турбо-лаг) - ощущения при вождении автомобиля, оснащенным двигателем с турбонаддувом. Эффект проявляется на машинах с бензиновыми и дизельными моторами. Расскажем что это такое и как с ней бороться.
Как получается турболаг
Автотурбина состоит из двух крыльчаток, закрепленных на общем валу, но находящиеся в отдельных камерах, герметично отделенные друг от друга. Одну из крыльчаток заставляют вращаться поступающие на нее выхлопные газы. Т.к. вторая крыльчатка с ней жестко связана, то она также начинает вращаться и захватывать свежий воздух, подавая его в цилиндры двигателя.
Турбина может раскручиваться свыше 150 000 об/мин, т.е. чем больше выхлопных газов подается на её крыльчатку, тем выше обороты, а значит, будет нагнетать больше воздуха. Чтобы ограничить набор оборотов, устанавливается
перепускной клапан, сбрасывающий часть давления отработавших газов, спасая двигатель от «разноса».
Но есть
существенный недостаток.
Автомобиль движется с небольшой скоростью, и мотор работает с небольшими оборотами. Возникает необходимость обгона и водитель резко нажимает на педаль газа, но ничего не происходит. Это «турбояма», вызванная задержкой турбонагнетателя. Когда топливо поступило в двигатель, но не успело сгореть для раскручивания крыльчатки турбины.
На турбо-лаг двигателя может уйти до нескольких секунд. Т.е. это задержка мощности во время резкого нажатия педали газа.
Турбояма авто - провал при наборе оборотов двигателя из-за инерции турбины. «Газу дал», а машина не сразу ускоряется. Из-за этого происходит скачок в разгоне. Данный эффект наблюдается на бензиновых и дизельных моторах с турбиной.
Как избавится от турбоямы двигателя
Чтобы избавиться, не нужно искать замену турбины, а
снизить эффект путем изменения работы мотора. Делают при помощи
чип-тюнинга авто. В процессе, специалисты изменяют настройки в блоке управления, задавая необходимые параметры. В результате турболаг двигателя не полностью исчезает, а заметно уменьшается.
Вторым, более эффективным и менее затратным способом является
установка пауербокса. Он подключается к топливному датчику и изменяет режим работы двигателя в зависимости от поступаемых сигналов. Применение пауербокса снижает расход топлива и позволяет произвести настройку устройства под конкретные задачи.
Проблему с эффектом турбоямы инженеры решили путем применения турбины с изменяемой геометрией или использование вдобавок механического турбокомпрессора или компрессора для аккумулирования воздуха.
Компания Volvo применяет двухлитровый баллон со сжатым воздухом, который при резком открытии дросселя отправляет его по кратчайшему пути к цилиндрам, чтобы полностью исключить турболаг.