Что такое турбояма двигателя
Расскажем что такое эффект турбоямы (турбо-лаг) для дизельного и бензинового двигателя автомобиля. Какие способы существуют, чтобы избежать турбопровала.
Что это такое
По-простому, турбояма - это провал при наборе оборотов двигателя из-за инерции турбины автомобиля. «Газу дал», а машина не сразу ускоряется. Из-за этого происходит скачок в разгоне и вызывает неприятные ощущения при вождении авто, оснащенным двигателем
с турбонаддувом. Эффект проявляется на машинах как с бензиновыми, так и дизельными турбо моторами.
Как возникает
Турбина может раскручиваться свыше 150 000 об/мин, т.е. чем больше выхлопных газов подается на её крыльчатку, тем выше обороты, а значит, будет нагнетать больше воздуха. Чтобы ограничить набор оборотов, устанавливается
перепускной клапан, сбрасывающий часть давления отработавших газов, спасая двигатель от «разноса».
Но есть
существенный недостаток.
Автомобиль движется с небольшой скоростью, и мотор работает с небольшими оборотами. Возникает необходимость обгона и водитель резко нажимает на педаль газа, но ничего не происходит. Это «турбояма», вызванная задержкой турбонагнетателя. Когда топливо поступило в двигатель, но не успело сгореть для раскручивания крыльчатки турбины.
На турбо-лаг двигателя может уйти до нескольких секунд. Т.е. это задержка мощности во время резкого нажатия на педаль газа.
Как избавится от турбоямы
Чтобы избавиться, не нужно искать замену турбины, а
снизить эффект путем изменения работы мотора. Делают при помощи
чип-тюнинга авто. В процессе, специалисты изменяют настройки в блоке управления, задавая необходимые параметры. В результате турболаг двигателя не полностью исчезает, а заметно уменьшается.
Вторым, более эффективным и менее затратным способом является
установка пауербокса. Он подключается к топливному датчику и изменяет режим работы двигателя в зависимости от поступаемых сигналов. Применение пауербокса снижает расход топлива и позволяет произвести настройку устройства под конкретные задачи.
Проблему с эффектом турбоямы инженеры решили путем применения турбины с изменяемой геометрией или использование вдобавок механического турбокомпрессора или компрессора для аккумулирования воздуха.
Компания Volvo применяет двухлитровый баллон со сжатым воздухом, который при резком открытии дросселя отправляет его по кратчайшему пути к цилиндрам, чтобы полностью исключить турболаг.