Строим корпус для сабвуфера

Существует два варианта установки сабвуфера – приобретение готового или покупка динамика и изготовление ящика под него. Рассмотрим второй вариант. Расскажем как легко сделать корпус для сабвуфера автомобиля своими руками. Шаг за шагом.

Какой лучше

В продаже существует масса готовых корпусов, но они не отличаются качеством. Тут может привлечь только цена, их стоимость составляет примерно 1500 ₽. Но материалы дешевые, сделаны из тонкой фанеры, нет жесткости ящика. Добиться с покупным корпусом правильного звучания сабвуфера не получиться.

приготавливаем инструмент для создания корпуса сабвуфера
Важно помнить, что хорошо сделанный корпус для сабвуфера существенно преобразит звучание. На практике, один и тот же сабвуферный динамик в различных коробах звучит по-разному, причем разница существенная на слух даже для неподготовленного слушателя.

Приступим к изготовлению

Для начала определитесь с формами и размером. По умолчанию будем считать, что имеется чертеж ящика под саб. Если нет, то будет полезно узнать в статье «Корпус для сабвуфера». К тому же, производители в технической документации к динамику предлагают несколько вариантов размеров корпусов, исходя из его параметров. Чертежи для ящика под сабвуфер также можно найти на специализированных авто форумах по автозвуку.

Определимся с материалом для ящика. Существует два варианта - MDF или многослойная фанера. Т.к. буду рассказывать про свой опыт изготовления корпуса для сабвуфера, то выбрал многослойную фанеру.

Найти MDF в магазине непросто, а стоимость фанеры намного дешевле. При выборе фанеры нужно определиться с её толщиной, чем толще - тем жестче будет корпус и лучше в итоге звучание. Оптимальная толщина фанеры составляет 18 мм, что является разумным и по цене и по качеству, и она продается в любом строительном маркете.

клей ПВА, кисточки, мебельные шурупы, саморезы
Не стоит забывать про вес будущего корпуса под сабвуфер. Если его делать из очень толстой фанеры, то вес готового ящика может достигать 40 килограмм. Плюс вес самого динамика, в итоге - лишние полцентнера в багажнике, которые вы постоянно будете с собой возить.

Разрезать фанеру под будущий ящик можно в большинстве крупных строй-магазинов, по типу «Касторама». Далее закупите сопутствующие материалы - клей ПВА и кисточки, мебельные шурупы, жидкие гвозди (для проклейки стенок и стыков) саморезы и акустический карпет для оклейки ящика. Еще рекомендую специальное покрытие для дерева, которое защитит от влаги.

Приступаем к постройке корпуса сабвуфера

Рекомендую, лицевую часть корпуса, на которой крепиться динамик, сделать двойной, а именно из двух листов фанеры. Т.е. получается, что общая толщина будет 36 мм. Это нужно для большей жесткости, ведь именно эта часть ящика оказывается самой слабой и нагруженной. Как вариант, можно сделать отверстие под динамик в первом листе обычного размера, а во втором (наружном) чуть большим, по внешнему диаметру динамика.

В итоге получиться, что саб будет утоплен в корпусе. Это лучше выглядит с эстетической стороны.

ящик сабвуфера изнутри

корпус сабвуфера изнутри

Собираем ящик для сабвуфера

Листы фанеры между собой склеиваем клеем и прикручиваем с помощью саморезов. Количество саморезов должно быть примерно следующее: один саморез на один квадратный сантиметр площади стенки или через каждые 3-5 сантиметров. Не жалейте саморезы, прочность важнее. С помощью мебельных шурупов соединяем стенки корпуса будущего ящика между собой. Технология следующая: сначала просверливаем отверстие под мебельный шуруп, капаем каплю клея ПВА и закручиваем.

Почему надо использовать мебельные шурупы? Они, в отличие от саморезов, дают наиболее прочное соединение и не разболтаются от постоянных колебаний и тряски.

Приступаем к защите корпуса. Для этого существует специальный лак, который защищает древесину от влаги. Тут никаких проблем возникнуть не должно.

Для увеличения жесткости конструкции корпуса его проклеивают изнутри вибро-изоляционными материалами. Данная процедура нужна, когда выбран не слишком толстый материал для изготовления корпуса, или для увеличения жесткости покупного ящика. По опыту, после данной операции, сабвуфер заиграл по-новому - качественно и более быстро.

корпус сабвуфера покрыт специальным лаком

корпус сабвуфера обшит акустическим карпетом
При сборе сабвуфера сделайте проклейку стыков и соединений. Особенно если тип корпуса - закрытый ящик. Пристальное внимание уделите месту, откуда выходят провода для сабвуфера. В качестве проверки герметичности - ящик заливают водой, но этот метод считаю перебором.

Если после сбора и прослушивания сабвуфера вам не нравиться его звук, кажется слишком жестким, можно положить внутрь синтепон или обычную вату. Она требуется, чтобы улучшить качество звучания при неправильном конструировании ящика под сабвуфер.

Бас получился сочный и мощный. Отыгрывается басы на все 100 процентов, четкость на высоте, скорость баса хорошая, и при этом локализация получилась что надо. Нет неприятного гудения и давящего давления на уши. По сравнению с покупными сабвуферами в готовом корпусе - это небо и земля!
Что ещё почитать