Шумоизоляция автомобиля своими руками
Расскажем как сделать полную шумоизоляцию машины своими руками на практике. От пола до дверей. Какие есть материалы для шумки авто. Советы из личного опыта и лайфхаки.
Что понадобится
Если собираетесь делать своими руками, то
нужен:
- строительный фен (обязателен, никакой домашней фен не подойдет);
- прикаточный ролик (можно сделать самостоятельно из подручных средств, но советую его приобрести - стоимость невелика);
- ножницы для резки;
- растворитель (можно использовать уайт-спирит, как обезжириватель перед нанесением шумоизоляции;
- желание сделать «шумку».
Какие бывают материалы
Вибропласт Silver
Вибропоглощающий, гибкий и эластичный материал, представляющий самоклеящуюся основу с алюминиевой фольгой. Рисунок разметки (квадраты 5х5 см) позволяет раскраивать лист на детали нужного размера. Не впитывает влагу и обладает антикоррозийными свойствами, работает как герметик. Легко монтируется на поверхности со сложным рельефами. Не требует нагрева при установке. Вес 3 кг/м2. Толщина
2 мм.
Зоны обработки: двери, крыша, боковины кузова, крышка капота и багажника, моторный щит от салона автомобиля.
Вибропласт Gold
То же самое, что Silver, но толще. Значит обладает большей виброизоляцией. Вес 4 кг/м2. Толщина
2,3 мм.
БиМаст Бомб
Вибропоглощающий материал. Представляет многослойную конструкцию из лицевого слоя (алюминиевая фольга), листа на основе битумной композиции, листа на основе каучуковой композиции. При монтаже требует разогрева до 40 — 50°С (нужен технический фен). Обладает самым высоким КПД. Идеален для аудиоподготовки динамиков. Толщина:
4,2 мм. Вес: 6 кг/м2.
Где применяется: моторный щит, днище машины, арки колес, зона над глушителем или карданным валом.
Сплэн 3004
Звукоизолирующий материал с клеевым слоем. Обладает высокими теплоизолирующими свойствами. Не впитывает влагу. Вес: 0,42 кг/м3, толщина -
4 мм. Может эксплуатироваться при температурах от -40°С до +70°С. Зоны обработки: моторный щит со стороны салона, арки колес, двери, пол. Существует сплен 3008 размером 8 мм, и сплен 3002 - 2 мм.
Сплен клеится на двери, передние, задние арки. Для создания прочного соединения склеиваемые поверхности должны быть чистыми и сухими. Для очистки склеиваемых поверхностей применяют уайт-спирит или ацетон. Оптимальная температура нанесения - 18 — 35°С. При температуре ниже + 10°С не рекомендуется нанесение «Сплэн» по причине низкой начальной силы адгезии. Клейкую ленту следует наносить без натяжения. Защитный слой удаляют непосредственно перед нанесением.
Битопласт 5 (антискрип)
Шумопоглощающий и уплотнительный материал (устраняет скрипы, дребезг в салоне) на основе пенополиуретана с липким слоем, защищенным прокладкой, со специальной пропиткой. Водостойкий, долговечный, не подвержен разложению, обладает теплоизоляционными свойствами.
Толщина
5 и 10 мм битопласт 10. Вес от 0,4 кг/м2.
Акцент 10
Звукопоглощающий материал. Состоит из металлизированной пленки, эластичного пенополиуретана и клеевого монтажного слоя. Обладает хорошими теплозащитными свойствами. Поглощает до 90% шумов. Толщина -
10 мм, вес - 0,5 кг/м2. Работоспособен при температурах от -40°С до +100°С.
Применяется на: крышки капота и багажника, перегородки моторного отсека.
Маделин
Уплотнительный и декоративный материал на тканевой основе чёрного цвета толщиной
1 — 1,5 мм с клеевым слоем, который защищен антиадгезионной прокладкой.
Применение:
- зазоры между декоративными элементами салона и кузовом
- зазоры в панели приборов
- уплотнение воздуховодов
Выше описание продукции от компании STP. В последующей части статьи будем говорить о ней. Но разъясним, что существуют другие производители со своими названиями. По техническим характеристикам они идентичны и выполняются аналогичные функции.
Шумоизоляция капота
Не стоит думать, что сделав шумоизоляцию капота, избавитесь от шумов двигателя. Она делается в большей степени для
теплоизоляции мотора зимой. В работе
понадобятся «акцент» (10 мм) и тонкий «вибропласт». Нужно учитываем вес «шумки», если слишком утяжелить капот, то в скором времени потекут его амортизаторы (имеются не на всех машинах), тогда придётся их менять.
Для виброизоляции используем «вибропласт» (или аналог), который обладает малым весом. Для теплоизоляции используем - «акцент», который предназначен для сохранения тепла внутри моторного отсека зимой, устойчив к высокой температуре и не загорится от жара двигателя.
Обратим внимание на
наличие заводской теплоизоляционной защиты у машины. Её ни в коем случае не стоит выкидывать. Наша дополнительная шумоизоляция должна быть в помощь, а не заменой. Чтобы потом без проблем вернуть стандартную теплоизоляцию капота, не стоит выбирать «акцент» большой толщины.
На некоторым машинах нет заводской «шумки» капота и необходима дополнительная защита от холода. Для теплоизоляции используется самый толстый материал - толщиной не менее 15 мм. Вместе с нанесением виброизоляции это даст хороший эффект.
Шумоизоляция дверей
Делается, чтобы избавиться от внешнего шума и улучшения звучания музыки в авто (
акустическая подготовка). На личном опыте скажу, что даже простая «шумка» двери творит чудеса. Музыка после неё начинает играть намного качественней.
Для минимума потребуется лишь виброизоляция. Клеить нужно на внутреннюю часть двери напротив колонки. Чем больше площадь покрытия, тем лучше. Чем тоньше металл, тем большее количество его требуется.
Следует учитывать вес данной «шумки». Если сильно утяжелить дверь, то со временем она провиснет, тогда придется
менять петли. Нужен разумный подход. Если собираетесь улучшать звучание аудиосистемы, то малыми средствами не отделаешься. Нужен комплексный подход и шумоизоляция минимум
в 4 слоя (!).
Первый - наклеивается внутри. Для основы используется «вибропласт или небольшое количество «бимаст» в месте позади динамика. Второй - поверх виброизоляции укладывается «сплен» 4-8 мм. Дальше идет «шумка» под обшивкой двери и подойдет любителям качественного автозвука. Нужно полностью заклеить технологические отверстия, чтобы сделать герметичным объем двери, в котором играет динамик.
После данной операции
повысится жесткость двери автомобиля, что положительно скажется на звучании. Снаружи обклеиваем «вибропластом» и сверху «спленом».
Следующий шаг -
звукоизоляция дверных карт. Делаем, чтобы не скрипели и не издавали лишних звуков. Пригодиться антискрипный и шумоизолирующий материал «битопласт». Чем толще - тем лучше. Не стоит забывать про «сверчки» внутри двери и дополнительно обклеить тяги и ручки с помощью «маделина - антискрип» (похож на тряпку с клеевой основой).
Шумоизоляция задних дверей выполняется так же, как и передних. Если нет динамиков, количество слоев уменьшается и материалы используется проще.
Шумоизоляция потолка и пола машины
Делается, чтобы уменьшить наружный шум, в основном от дождя, и убрать «сверчки». Когда идет сильный дождь, в салоне не будет громкого «барабанного боя», останутся слегка приглушенные удары, не вызывающие дискомфорта. В основе используется «вибропласт». Важен вес, ведь
чем тяжелее потолок, тем выше центр тяжести авто, что негативно скажется на управляемости. Поэтому используем сплен 4-8 мм, возможно в 2 слоя.
Главное, чтобы потом нормально установилась обшивка потолка на своё место (ничего не мешалось).
Шумоизоляция пола делается, чтобы оградиться от шума дороги и от ударов мелких камушков по днищу машины. Используете лучшие по качеству вибро-шумо-материалы. Обычно кладут самую толстую виброизоляцию (лучший по характеристикам, но самый тяжелый), а сверху укладывается слой шумо-теплоизоляции «сплен» 4 или 8 мм.
Укладывать сплен большой толщины неудобно, поэтому берём более тонкий материал, но делаем в 2 слоя. Обязательно класть сплен на всю поверхность пола автомобиля, без зазоров. Чем больше площадь покрытия - тем лучше.
Обратите внимание на места арок колес со стороны салона - это
важные места. Обклеиваем их в 2 или 3 слоя из «шумки» потолще, а для виброизоляции использовать «бимаст». Если его нет, то укладываем «вибропластом» в 2 слоя.
Шумоизоляция багажника, ниш и арок
Уделите внимание
нише запасного колеса и полностью обклейте данное место «виброизоляцией». Также «зашумить» пластиковые обшивки багажника противоскрипным материалом «битопласт». Шумоизоляция колесных ниш необходима для улучшения комфорта в салоне. Если сделать правильно, то шум от колес и дорожного полотна будет минимален. Зимой не будет слышен шум от шипов на зимней резине.
Последовательность такая: снимаем подкрылки авто (выкидывать их нельзя, т.к. они хорошие изоляторы). Очищаем от грязи и наносим на внутренний слой арки «вибропласт». Полезно обработать колесные ниши антигравием. Это с одной стороны - защита от коррозии, а с другой - шумоизоляция.
Следует звукоизолировать пластиковые подкрылки. Наклеиваем с обратной стороны «вибропласт», а для звукоизоляции «битопласт». Далее одеваем подкрылки на место. В итоге - удара камешков об ниши колес автомобиля не будет слышно.
Cоветы и лайфхаки
DriveFun: Многие новички при разборке машины боятся повредить клипсы обшивки. Поэтому работы необходимо производить в тёплом гараже: на холоде пластик дубеет, трескается при нагрузке. Если нужны советы, как правильно разбирать обшивку салона, то найдите в интернете фотоотчеты по разборе вашей модели. Сложно бывает только в первый раз. Главное не спешить и делать всё очень аккуратно. Когда что-то не поддается при разборке обшивки, то не следует прилагать силу, а внимательно ещё раз посмотреть, может что забыли открутить. На первый раз желательно иметь запасные пистоны.
Максим: Как правильно рассчитать нужное количество материала, чтобы не осталось много излишек? Нужно приблизительно сравнить площадь «шумки» с площадью обрабатываемой поверхности. Например, «вибра» клеиться на 30-50% от общей площади. А звукопоглощающий - на всю поверхность. Значит «вибры» понадобится меньше. Чтобы точно рассчитать, возьмите небольшое количество «шумки». Сделайте. Тогда узнаете, сколько нужно.
АвтоМастер: Можно ли клеить «вибру» на чистый металл, без грязи, не обезжиривая. Ждать ли отслоения через какое-то время? В этом случае, если не было грязи, то будет держаться крепко. Обезжиривание нужно для идеальной чистоты, но многие этим пренебрегают. Виброизоляция отлично держится, если её правильно «прикатать». Другое дело - приклеить «сплен». Когда поверхность была грязной, то он отлетит обязательно через какое-то время.