Замена тормозных дисков или проточка
При замене колодок всегда стоит вопрос: пора ли менять тормозные диски автомобиля или нет. Расскажем когда надо их поменять. Признаки износа. Стоит ли протачивать. Можно ли сделать своими руками.
Когда надо менять
Как правило, тормозных дисков хватает на
две или три замены колодок, но это в идеальном варианте. При интенсивной езде износ дисков может стать огромный и их не хватит на следующую замену колодок.
Даже если ездите в спокойном режиме,
тормозные диски легко «убить». Например, после интенсивного торможения попадаете в лужу. Даже специальный щиток под аркой колеса не спасёт от воды - он защищает только от грязи.
Т.к. большинство тормозных дисков сделано из чугуна, то они подвергаются резкому перепаду температур, когда вода из лужи резко их охлаждает. Это приводит к короблению рабочих поверхностей, что скажется биением на руль и педаль тормоза автомобиля. И проявляется, когда начинаете плавно тормозить, а на руле и тормозной педали ощущается легкая дрожь.
Чугун самый распространённый материал для тормозных дисков. Но при резком изменении температуры он меняет твёрдость, объем и внутреннюю структуру. Существуют более стойкие аналоги — керамические, композитные, которые обеспечивают лучшую стабильность и торможение, но стоят дороже.
Как определить визуально
При замене колодок нужно внимательно осмотреть поверхность диска на
коробления и наличие трещин. Трещины и другие изъяны легко определить визуально. Для проверки коробления нужно провести пальцем по поверхности диска - она должна быть идеально гладкой. Если заметны глубокие волны - то меняем или протачиваем. Если есть небольшое коробление, то срочная замена не требуется.
Тормозной диск авто полностью повреждён - его следует заменить, а если износ не большой, то можно проточить.
Также обращаем внимание на остаточную толщину — она должна составлять не менее 50%. После этого принимаем решение о замене.
Измерить диски непросто: буртик по окружности не дает подобраться со штангенциркулем к рабочим поверхностям. Простой выход из положения: подкладываем две монетки под щечки измерительного инструмента, а затем вычитаем из полученного результата их суммарную толщину. Особое внимание – поверхности диска. Очень неприятна ржавчина. Твердость её выше, чем стали, а потому колодки протираются гораздо быстрее.
Есть ещё один способ определить, нужно ли менять тормозные диски. Обычно
биение отзывается вибрациями на руле, на педали тормоза и кузове. Если при торможении ощущаете вибрацию, то отпустите ненадолго педаль «тормоза» — если вибрация прекратилась, значит нужно менять диски или их точить.
Стоит ли протачивать
Если тормозной диск авто имеет выработку в виде неровностей на поверхности, то их можно точить. Главное, определить износ, чтобы толщина позволяла его точить. Слишком тонкие нельзя точить, они плохо перенесут тепловую нагрузку, что обернётся их разрушением. Также перед проточкой их проверяют на степень коррозии и величину биения.
Стоимость проточки дешевле, чем покупать новые. Если остаточная глубина позволяет их точить, то можно на этой операции сэкономить.
Стоит учитывать, что надо протачивать оба тормозных диска (чтобы не смещать баланс тормозов) и после чего менять колодки на новые.
Для чего это нужно? Если было коробление, то фрикционный слой колодок также пострадал. Если их не поменять, то они будут прилегать не всей площадью. Это снизит интенсивность торможения автомобиля.
Можно ли сделать своими руками
Это не рекомендуется, т.к. например на токарном станке сделать это невозможно - погрешности при проточке будет большая и зафиксировать диск нормально не получится. Может получиться эффект, когда до проточки было лучше, чем после неё.
Поэтому в автосервисе делают эту операцию без снятия и
точат оба диска одновременно. Только так можно исключить разную толщину проточки. Рекомендуется делать каждый раз при очередной смене колодок.
В сервисе проточка обойдётся примерно в 2 000 ₽ без снятия с заменой колодок. Для примера, стоимость оригинальных дисков для машины в 2 раза выше. К тому же, точить заводские тормозные диски лучше, чем покупать новые неизвестного качества.