Обслуживание и ремонт генератора
Всё о техническом обслуживании генератора автомобиля. Какое должно быть натяжение ремня, неисправности при работе, замена щёток. Почему шумит генератор машины и действия по замене его подшипников своими руками.
Почему возникает шум
Шум от изношенных подшипников не влияет на работу, но замену не стоит откладывать, потому что могут вывести генератор из строя в неподходящий момент. Убедиться, что шумит подшипник генератора можно так: «дать газу» - шум или
свист должен увеличиться, т.к. генератор связан с двигателем и его отдача жестко привязана к оборотам. Чем выше обороты двигателя - тем сильнее шум.
Чтобы избавиться от шума, нужно установить новый генератор или отремонтировать старый, заменив изношенные детали. Первый способ рассматривать не будем, всё просто - снимает старый и устанавливаем новый. Этому учат производители авто, т.к. заверяют, что смазка подшипников рассчитана на весь срок службы и с выходом их из строя целиком меняют узел.
Порядок работ по замене подшипников
Не каждому автолюбителю под силу данная задача, т.к. требует определенных навыков. Нужно знать
устройство автомобильного генератора, принцип работы, конструкцию. Иначе, сняв и разобрав - можете сломать и побежать в магазин за новым.
Главное при ремонте - не бояться столкнуться с возникшими трудностями и знания, что делать.
- Снимаем генератор с автомобиля и приступаем к полной разборке.
- Откручиваем все подряд - снимаем пластиковую крышку, вынимаем регулятор напряжения с щеточным узлом.
- Чтобы добраться к подшипникам отделяем статор от крышки генератора, не повредив обмотку.
Не все генераторы разборные. Часто встречается, что обмотка статора не съемная и припаяна к крышке. Тогда понадобиться распаивать обмотки и только после, не боясь их повредить, вынимать статор. Самое сложное - при сборке обратно припаять контакты обмотки к крышке. Часто это невозможно, т.к. они были не только припаяны, но завальцованы.
Также возникают трудности с разборкой генератора машины, когда заржавел и корпус трудноотделим от статора. Воспользуетесь подручными материалами - зубилом, молотком, чтобы его отделить и не повредить обмотки статора.
После полной разборки генератора увидим подшипники. Обычно их два, передний и задний. Далее выпрессовываем или снимаем изношенные - ставим новые. Сборку производим в обратном порядке.
Прежде, чем ставить генератор на место следует
проверить ремень на износ. Для проверки нужно согнуть ремень пополам с внутренней стороны (желательно в нескольких местах) - проверить на наличие трещин и разрывов. Если слишком придирчивы и обнаружили микро-трещинки на ремне - ничего криминального, он еще походит.
Натяжение ремня
Водитель должен проверять состояние и натяжение ремня генератора раз в 3 года. Если он ослаб, то будет слышен характерный
свист из под капота. Особенно зимой, когда нагрузка высокая. Ослабление ремня сказывается на зарядке аккумулятора.
Проверить можно
самостоятельно. При сильном надавливании на ремень в его середине он не должен прогибаться более чем на 5 мм (новый – на 2 мм). В случае необходимости, ремень необходимо
натянуть или поменять.
Проверяя ремень на натяжение, убедитесь, что его стороны не обтрепаны, нет трещин и изломов. Если они есть, ремень необходимо заменить на новый.
Неисправности
При повышенном шуме генератора (
шум довольно звонкий, металлический), проверьте не ослаблены ли гайки шкива. Если не помогает, обратитесь к специалисту: причина может быть в износе подшипников или замыкании на «массу» обмотки статора.
Нельзя допускать отсоединения аккумулятора от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях. Поэтому при техобслуживании генератора следует
проверять исправность цепи заряда аккумулятора. Нельзя, чтобы провода касались корпуса регулятора напряжения. Лучше, если они находятся на расстоянии 3 см от него. Он сильно нагревается при работе, и их изоляция может повредиться.
Если собственноручно занимаетесь ремонтом, не снимайте крышку регулятора
без надобности. Попадание под нее влаги приводит к загрязнению и пригоранию контактов. Крышка регулятора должна быть плотно прижата к корпусу, а прокладка между крышкой и корпусом должна хорошо изолировать воздушное пространство под крышкой.
Замена щеток
При установке
проверяем состояние щеток и их износ. Если стали короткие, т.е. сильно износились - меняем регулятор напряжения в сборе со щеточным узлом. От состояния щеток зависит состояние зарядки аккумулятора авто. Щетки проверяют после 60 000 - 80 000 км пробега (раз в 3 - 4 года). Чтобы их проверить самостоятельно
не нужно снимать генератор с машины.
- Отсоедините «-» от аккумулятора.
- Отвинтите и осторожно снимите регулятор напряжения на обратной стороне генератора. Если изношенные щетки выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, их следует заменить.
- Перед установкой регулятора с новым щеткодержателем на место необходимо продуть и протереть гнездо щеткодержателя от угольной пыли.
- На изношенных щетках посмотрите на равномерность износа, не стерт ли вал ротора в месте соприкосновения с ними. Может щетки менять поздно, и следует покупать новый генератор автомобиля.
- Установив новые щетки, проверьте, свободно ли двигаются в держателе.
При ремонте генератора авто и замене щеток, контрольная лампа может ошибочно показывать «отсутствие зарядки батареи». Такое случается, пока не притрутся щетки. Обычна эта ошибка исчезает быстро за несколько секунд работы.