Регулировка клапанов двигателя
Расскажем какие бывают признаки плохой регулировки клапанов автомобиля. Как регулировать клапана своими руками на примере конкретных машин ВАЗ.
Для чего нужна регулировка клапанов
У современного автомобиля два клапана на цилиндр (или более). Один запускает горючую смесь, а другой выпускает отработавшие газы (называются впускной и выпускной). А механизм, который приводит в действие эти клапаны и устанавливает порядок их работы, называется клапанным. После нагрева двигателя, детали расширяются. Следовательно, на холодном моторе между некоторыми его деталями должны быть строго определенные зазоры.
Если клапаны неправильно отрегулированы
Это может привести к снижению эффективности работы двигателя авто и уменьшению ресурса его деталей. Например, при маленьких зазорах клапаны и их седла будут подгорать - снизиться общий ресурс мотора. При больших зазорах, когда клапаны открываются не полностью, мощность двигателя будет заметно падать - услышите отчетливый
металлический стук.
Каждые 50-80 тысяч км нужно проверять, а также при необходимости регулировать клапана. Данные тепловых зазоров есть в руководстве по ремонту автомобиля. Они различны для каждого мотора. Заметьте, что для впускного и выпускного клапанов, а иногда и для разных цилиндров зазоры РАЗНЫЕ!
Как происходит регулировка
Чтобы проверить и отрегулировать зазор,
двигатель должен быть холодным. Тепловой зазор проверяют плоским щупом определенной толщины. Настройка производится поворотом регулировочных винтов коромысел (на автомобилях ВАЗ, кроме -08, -09, «десяток», - головкой регулировочного болта) в требуемую сторону.
- Чтобы начать регулировку, установите поршень цилиндра, который собираетесь регулировать, в верхнюю мертвую точку такта сжатия. В этом положении оба клапана данного цилиндра закрыты, а коромысла должны свободно качаться в пределах зазора.
- Отпускаете контргайку на регулировочном винте или болте. При помощи плоского щупа и регулировочного винта (болта) настройте необходимый зазор, затем затяните контргайку.
Будьте внимательны: иногда после затяжки контргайки зазор может измениться, поэтому данную операцию необходимо делать аккуратно.
- После затяжки снова его проверьте. Зазор станет оптимальным тогда, когда щуп будет проходить в него, преодолевая небольшое усилие. Если он проходит слишком легко или слишком тяжело, отрегулируйте заново.
- Поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, нужно отрегулировать зазор в клапанах других цилиндров. Необходимо соблюдать порядок работы цилиндров двигателя автомобиля (например, 1-3-4-2).
- Коленвал следует поворачивать ТОЛЬКО по часовой стрелке и ТОЛЬКО за ручку «кривого стартера» (пусковая рукоятка) или за болт крепления шкива привода генератора. Можно поворачивать коленвал за вывешенное ведущее колесо, но необходимо соблюдать осторожность.
Регулировка на двигателях ВАЗ
В двигателях авто порядок регулировки клапанов следующий.
- Проворачиваете коленвал по часовой стрелке так, чтобы метка на звездочке распределительного вала точно совпала с меткой на корпусе подшипников. В это положении зазор регулируется у выпускного клапана 4-го цилиндра и впускного клапана 3-го цилиндра (соответственно, 8-й и 6-й кулачки).
- Держите регулировочный болт рычага гаечным ключом, другим ключом ослабьте контргайку.
- Добейтесь необходимого зазора с помощью регулировочного болта.
Проверка расстояния между рычагами и кулачками распредвала: 1 - щуп; 2 - регулировочный болт; 3 - контргайка регулировочного болта.
- Затяните контргайку.
- Щуп должен входит с легким защемлением (не с большим усилием, но и не свободно болтаться).
На автомобилях ВАЗ-2109, -09, -10 и на других машинах с подобными моторами тепловые зазоры мотора регулируют
с помощью специальных регулировочных шайб (продаются в автомобильных магазинах). Они бывают толщиной от 3 до 4,5 мм. Толщина зависит от степени износа мотора.
После регулировки запустите двигатель и послушайте его работу на различных режимах. Важно чтобы клапана мотора были правильно притерты, не имели значительный износ их самих или направляющих втулок.