Почему двигатель автомобиля троит

Двигатель «троит» - так говорят, когда у четырехцилиндрового мотора не работает один из цилиндров. Будет слышно явно различимое «бу-бу-бу» - мотор звучит не так, как обычно. Разберемся в основных причинах и как исправить ситуацию самому.

Какие последствия

Когда мотор авто «троит» и трясется - он начинает быстро изнашиваться. Из-за этого уменьшается компрессия, создаются условия для создания задиров на цилиндрах и поршнях. Мотор начинает работать в другом температурном режиме, начинает перегреваться. Иногда оказывается, что проверено всё, а двигатель всё равно «троит».

чек ошибки двигателя на панели приборов машины
Влияние одного цилиндра на работу двигателя очень заметно. Снижается не четверть мощности, а ещё больше - вследствие потерь на трение и насосных потерь. А вот когда цилиндров у двигателя автомобиля много (например, восьмицилиндровый мотор), то потеря одного не так ощутима.

Если двигатель автомобиля начал работать с перебоями и появился индикатор ошибки «Check Engine», то верное решение – диагностика с помощью сканирующего устройства. Далее по пунктам разберём причины вибрации мотора в обычных условиях, когда нет специальных диагностических приборов, чтобы заглянуть внутрь и точно определить причину.

Виноваты свечи зажигания

Для начала выкрутим свечу из цилиндра и внимательно осмотрим ее. Что увидим? Если двигатель работает правильно, то цвет бокового электрода и изолятора будут светлыми и немного коричневыми. Такая свеча работать должна. Если увидим нагар черного цвета – это причина, по которой двигатель может работать неравномерно. Идет обогащение топливом или закидывание маслом.

новые и замасленные свечи зажигания

Причины нагара:

Из-за нагара свеча зажигания может полностью не работать или нерегулярно, потому что он мешает нормальному протеканию искрообразования. Переведем взгляд на корпус. Он должен быть белым и на нем не должно быть вертикальных черных полосок или точек. Наличие этого говорит, что свеча пробивается и нормально работать не будет.

Если визуальный осмотр удовлетворил, то проверим искру при прокручивании стартером. Вставляем свечу в наконечник высоковольтного провода, кладем на массу двигателя и прокручивая мотор стартером смотрим – проскакивает искра между электродами свечи или нет. Если между свечой и массой проскакивает хорошая искра насыщенного синего цвета – всё нормально.

Если искра не проскакивает или проскакивает, но еле заметная - это основная причина, почему двигатель начал троить. Вердикт - замена свечей на новые.

Осмотр высоковольтных проводов

Если со свечами всё в порядке, то внимательно рассмотрим каждый высоковольтный провод в отдельности. В некоторых машинах установлены индивидуальные катушки зажигания - значит пропускаем этот пункт. Сначала осмотрим наконечник провода вставляемый в свечу. Он должен быть однотонного цвета и не иметь налета на внутренней поверхности и точек снаружи.

Если есть данные причины, то высоковольтный провод работал в экстремальном режиме (неисправная свеча машины, увеличенный зазор), что послужило неисправностью. Итог - замена проводов на новые. Если вовремя не обратить внимание на изменение цвета внутри наконечника высоковольтного провода – далее провод пробьет.

проверка высоковольтных проводов машины мультиметром
Для определения состояния «высоковольтников» измеряем сопротивление с помощью цифрового мультиметра. Значения бывают разными на конкретном двигателе, но не должно превышать величины 20 кОм. Если один из проводов показал значение сопротивления значительно меньше, чем все остальные, значит он неисправен и в нем кроется причина перебоев в работе.

Бывает, что перепутаны высоковольтные провода. Такое случается, потому что на катушках зажигания есть цифры, обозначающие номер цилиндра на который она работает. Но не все это знают или они плохо читаются из-за грязи. На машинах номера цилиндров написаны на распределителе зажигания, надо только очистить крышку от грязи и сразу станет видно.

Низкая компрессия (или отсутствует)

Причин потери компрессии бывает много. Например, прогар поршня или клапана двигателя. Прогорание прокладки головки блока цилиндров тоже ведёт к отсутствию компрессии, особенно на двигателях со старыми металлоасбестовыми прокладками.

Если компрессия сохранилась, но заметно упала, цилиндр двигателя тоже в полную силу работать не будет. Поэтому вызовет вибрацию мотора автомобиля. Причины - залегшие кольца, задранные цилиндры, неплотно закрывающиеся клапаны и начинающая прогорать прокладка двигателя.

Неисправность форсунок и инжектора

Мотор может троить из-за инжектора или неисправности форсунок в случаях:
  • Неисправности самого инжектора (встречается редко);
  • Вследствие использования некачественного топлива, применения «очистителей топливной системы»;
  • Форсунки засорены и требуют очистки;
  • Оборваны или замыкают цепи питания или управления на инжектор.
Форсунка может полностью выйти из строя, и тогда цилиндр двигателя вообще не будет работать. А плохо работать будет с форсункой, у которой засорен распылитель. Меньше это будет чувствоваться на моторе с распределенным впрыском топлива и гораздо сильнее на моторе с прямым впрыском или дизеле.

Другие причины

В один из цилиндров может поступать слишком мало или много воздуха. Мало - когда проблемы с заслонками, регулирующими длину впускного клапана. Много поступает, когда повреждена прокладка впускного трубопровода в месте подвода воздуха к цилиндру.

Одна из причин почему двигатель «троит» - плохое соединение «массы» с кузовом авто. Может быть плавающая ошибка, когда крепление массы отходит на плохих дорогах. Получается, что завели машину, а по дороге отошла масса. Когда все способы перепробованы - и её проверить не помешает.

Во многих случаях неадекватной работы мотора, когда не работает один из датчиков - появится ошибка, которую можно считать автомобильным сканером. Если её нет - значит причина в механической части.
Что ещё почитать