Перегревается двигатель машины

Перегрев двигателя автомобиля возникает при неисправности одной из его систем. Разберем основные и косвенные причины перегрева мотора — от чего греется, как найти и устранить их своими руками, какие последствия.

Почему возникает и чем опасен

Рабочая температура мотора считается от 75 до 105°C. Когда она превышает 75-90, то в действие вступает термостат. Он открывает поток охлаждающей жидкости через радиатор автомобиля. При достижении 95-105°C включается вентилятор, который дополнительно охлаждает мотор. Например, при температуре 105 градусов по сигналу датчика включается вентилятор. Он отключается, когда температура мотора будет меньше 90°.

Перегрев грозит большими неприятностями, самое страшное последствий из которых приводит к капитальному ремонту двигателя. При небольшом перегреве дело может ограничиться небольшими задирами и потерей упругости поршневых колец, что тоже приведёт к разборке.

уровень температуры мотора на панели приборов авто

Чтобы узнать температуру охлаждающей жидкости на панели приборов есть специальный указатель. Если стрелка перейдет в красную зону, то с машиной проблемы. В некоторых современных авто вместо данного датчика остался сигнальный указатель в виде пиктограммы. Он загорается, только когда возникают проблемы.

Если заметили, что температура охлаждающей жидкости быстро растёт и остается в красной зоне, то нужно срочно принять меры. Длительная езда с перегревом сокращает ресурс мотора, деформируется головка блока цилиндров. Расскажем почему перегревается двигатель и что делать автолюбителю в данной ситуации.

Основные причины перегрева двигателя

  1. Неисправен термостат — заедает клапан (как проверить).
  2. Утечка охлаждающей жидкости (если потек радиатор авто). Для этого нужно проверить уровень антифриза в расширительном бачке под капотом автомобиля.
  3. Неисправен вентилятор с электроприводом.
  4. Ослаб или порвался ремень привода водяного насоса (помпы).
  5. Засорен радиатор снаружи или внутри.
  6. Засорены или заблокированы шланги радиатора.
  7. Неисправен клапан крышки радиатора.
  8. Засорен воздушный фильтр (когда надо менять воздушный фильтр).
  9. Негерметичность прокладки головки блока цилиндров (приводит к выдавливанию охлаждающей жидкости газами).
  10. Неисправна электронная система инжектора.

Косвенные причины

  • Перегруз машины или плохая аэродинамика при перевозке грузка на крыше.
  • Езда по горным дорогам.
  • Неисправности в трансмиссии или ходовой — «прихватывают» тормоза, пробуксовывает сцепление, нарушены углы установки колёс, приспущены шины.
  • Залито низкооктановое топливо.
  • Неточно выставлены фазы газораспределения.
  • Разрушен катализатор
  • Нерекомендованные свечи, вызывающее калильное зажигание.
  • Большое количество нагара в камере сгорания.

Засорен радиатор

Надо ли рассказывать, насколько важно соблюдение теплового режима работы двигателя, особенно в жаркую погоду? В первую очередь нормальному охлаждению препятствуют засоры радиатора — его неспособность пропускать воздух. Радиаторы забиваются быстро — грязь, пыль, пух… Попав на горячий радиатор, все это высыхает, закупоривает соты.

У современных машин за решеткой радиатора скрывается несколько теплообменников. Это конденсатор кондиционера, радиаторы автоматической коробки передач, гидроусилителя рулевого управления и — самый дальний по направлению потока воздуха — радиатор двигателя. Весь этот «бутерброд» надо содержать в чистоте.

радиатор машины очень сильно загрязнен

Также он может страдать от попадания мелких камушков через сетку в бампере. Они повреждают его соты — вследствие он теряет свою эффективность.

Двигатель начинает быстро перегреваться, особенно в пробках, когда забитый радиатор не справляется с охлаждением мотора. На помощь придет осмотр радиатора и возможная его промывка снаружи и внутри. Обычно эту операцию рекомендуют делать раз в 2-3 года.

Не работает термостат

Одна из основных причин перегрева двигателя – автомобильный термостат. Изначально охлаждающая жидкость — антифриз — проходит малый круг движения: от двигателя к помпе и обратно. Далее, при определенной температуре (75-90°C) нагрева охлаждающей жидкости открывается клапан термостата, и тогда антифризу открывается большой круг движения: к радиатору автомобиля.

термостат для авто

Как определить что виной перегрева двигателя является термостат? Для этого нужно при горячем двигателе потрогать нижнюю часть радиатора автомобиля (или шланг) на ощупь. Если она холодная — то виной перегрева двигателя является термостат.

Убедиться в его отказе несложно. Двигатель перегревается, а радиатор холодный. Значит, не открывается термостат. Мотор может перегреваться даже на холостых оборотах. В этом случае едем в магазин, покупаем новый термостат и меняем его.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Еще одна наиболее частая причина перегрева машины — паровая (воздушная) пробка в шлангах охлаждающей системы. Чтобы ее устранить, нужно тщательно прощупать все шланги руками. Таким образом, при нахождении воздушной пробке в шлангах, вы ее немедленно устраните. Если пробки нет, то ищите причину в другом месте.

Иногда виной перегрева мотора является старая охлаждающая жидкость, которая со временем теряет свои свойства и ухудшает теплопроводность. О том, когда нужно менять антифриз, читайте ЗДЕСЬ.

Не работает вентилятор

Первым делом слушаем, крутит вентилятор или нет. При достижении 95-105°C он должен сработать. Также при включении кондиционера машины автоматически включается вентилятор охлаждения. Это ещё один способ проверки его работы.

При оборудовании автомобиля электрическим вентилятором, возможная причина перегрева в отказе системы управления вентилятора, в которую входит температурный датчик, реле и плавкая вставка. Осмотр начинается с самого простого — с предохранителя. Благо на крышке коробки предохранителей понятными рисунками показано, за какой узел отвечает та или иная вставка.

вентилятор системы охлаждени машины сломался

Если, при замене предохранителя, вентилятор не заработал, обратимся к температурному датчику. Найти его не сложно. Это та деталь радиатора, к которой подводятся электрические провода. Вот эти провода и следует отсоединить от датчика и замкнуть между собой при включенном зажигании. Заработал вентилятор? Значит, причина именно в датчике и путь можно продолжить, несмотря на беспрерывно работающий обдув.

Если попытки с предохранительной вставкой и датчиком вентилятора оказались бесплодны, то следующим объектом изучения будет электрическое реле вентилятора. Оно также находится в коробке предохранителей. Необходимо вынуть его со штатного места и попробовать очистить контакты, если это не помогло, то лучше его заменить на новый.

Негерметична пробка радиатора

Температура закипания охлаждающей жидкости в системах охлаждения современных машин поддерживается на высоком уровне (до 125°C) из-за того, что система герметична. Не будет давления — жидкость закипит значительно раньше.

Пробка расширительного бачка или радиатор может быть неплотно завернута или не по резьбе. А также выходит из строя по естественным причинам из-за старения. При покупке новой пробки радиатора учитывайте, что давление открытия клапана должно быть выбито на корпусе. Оно не должно отличаться от штатного.

При неисправной пробке можно добрать до места ремонта, просто включив отопитель на максимум и ехать медленно.

Если ничего не помогло

Также отказывает мотор охлаждения, водяная помпа, различные датчики двигателя для инжектора. Причиной отказа может быть прогар прокладки двигателя, попадания масла в систему охлаждения, сломался насос охлаждающей жидкости (помпа) или его привод.

В этом случае следует вызывать двигаться в сторону автосервиса, небольшими отрезками, полностью исключив перегрев, останавливаться при приближении стрелки прибора к опасной зоне. Придется совершать частые остановки, открывать капот и терпеливо ждать. Или вызвать эвакуатор, чтобы не мучиться и полностью не «убить» двигатель.

Нормальное охлаждение автомобиля возможно при хорошем техническом состоянии двигателя и правильном антифризе. Не забывайте его периодически менять и заливать антифриз нужного цвета.
Что ещё почитать