Проверка компрессии двигателя
Недавно мотор работал нормально, но упала мощность, увеличились расход топлива и масла, а на холостом ходу появилась вибрация. Расскажем как правильно проверить компрессию двигателя автомобиля и какие результаты измерений (таблица).
Как правильно проверить
Чтобы измерить компрессию, необходимо вместо свечи установить
компрессометр. Этот прибор представляет собой манометр, соединенный шлангом со штуцером и обратным клапаном. При вращении коленчатого вала двигателя в шланг нагнетается воздух, пока давление в шланге не сравняется с максимальным давлением в цилиндре. Его значение зафиксирует манометр.
Порядок проверки
- Двигатель должен быть «теплым». Подача топлива должна быть отключена. Можно, например, отключить бензонасос, форсунки или использовать другие способы, препятствующие попаданию большого количества топлива в цилиндры.
- Необходимо вывернуть все свечи. Выборочный демонтаж свечей, практикуемый на некоторых СТО, недопустим, так как увеличивает сопротивление вращению и произвольно снижает обороты при прокрутке двигателя стартером.
- Аккумулятор должен быть полностью заряжен, а стартер - исправен.
Компрессию измеряют с открытой или с закрытой дроссельной заслонкой. Каждый из способов дает результаты и позволяет определять свои дефекты. Когда заслонка закрыта, в цилиндры поступит мало воздуха, поэтому компрессия будет низкой и составит около 0,6-0,8 МПа. Утечки воздуха в этом случае сравнимы с его поступлением в цилиндр. Вследствие этого компрессия становится особо чувствительной к утечкам - даже при малых неплотностях ее значение падает в несколько раз.
При измерении компрессии с открытой заслонкой картина будет иной. Большое количество поступившего воздуха и рост давления в цилиндре, конечно, способствуют увеличению утечек. Но они заведомо меньше подачи воздуха. Вследствие этого компрессия падает не столь значительно (приблизительно до 0,8-0,9). Поэтому,
замер компрессии с открытой заслонкой лучше подходит для определения «грубых» дефектов двигателя, таких как: поломки поршней, закоксовывание колец, прогары клапанов, задиры поверхности цилиндров.
В обоих способах измерения желательно учитывать динамику нарастания давления - это поможет установить истинный характер неисправности с большей вероятностью. Так, если на первом такте величина давления, измеряемая компрессометром, низкая (0,3-0,4), а при последующих тактах резко возрастает, - это косвенно свидетельствует об износе поршневых колец.
В таком случае заливка в цилиндр небольшого количества масла сразу увеличит не только давление на первом такте, но и компрессию.
Чем проверяют
Самым распространенным прибором является компрессометр. Также в продаже имеются целые наборы с комплектом переходников (адаптеров), позволяющих проводить измерения на автомобилях любых марок и моделей.
Быстро и эффективно измеряют компрессию современные
мотор тестеры. Эти приборы фиксируют фактически не давление, а амплитуду пульсации электрического тока, потребляемого стартером во время прокрутки - ведь чем выше давление в цилиндре, тем больше затраты мощности стартера на вращение коленвала. Тем самым удается
одновременно измерить компрессию во всех цилиндрах всего за несколько оборотов, не прибегая к выворачиванию свечей, что особенно важно для многоцилиндровых двигателей.
Недостаток мотор тестера - получаемые результаты выражаются в относительных единицах, например, в процентах к цилиндру, работающему лучше. Лишь самые дорогие мотортестеры способны измерять абсолютную величину компрессии в каждом цилиндре, но это возможно только на основе большого числа статистических данных по конкретной модели двигателя и их сопоставления с действительным давлением в цилиндре.
Результаты измерения
Неисправность |
Признаки неисправности |
Компрессия, МПа |
полностью открытая заслонка |
закрытая заслонка |
Полностью исправный двигатель |
Отсутствуют |
1,0 - 1,2 |
0,6 - 0,8 |
Трещина в перемычке поршня |
Синий дым выхлопа, большое давление в картере |
0,6 - 0,8 |
0,3 - 0,4 |
Прогар поршня |
То же, цилиндр не работает на малых оборотах |
0,5 - 0,5 |
0 - 0,1 |
Залегание колец в канавках поршня |
То же |
0,2 - 0,4 |
0 - 0,2 |
Задир поршня и цилиндра |
То же, возможна неустойчивая работа цилиндра на холостом ходу |
0,2 - 0,8 |
0,1 - 0,5 |
Деформация клапана |
Цилиндр не работает на малых оборотах |
0,3 - 0,7 |
0 - 0,2 |
Прогар клапана |
То же |
0,1 - 0,4 |
0 |
Зависание клапана |
То же |
0,4 - 0,8 |
0,2 - 0,4 |
Дефект профиля кулачка распредвала (для конструкций с гидротолкателями) |
То же |
0,7 - 0,8 |
0,1 - 0,3 |
Повышение количества нагара в камере сгорания в сочетании с изношенными маслосъемными колпачками и кольцами |
Повышенный расход масла с синим дымом выхлопа |
1,2 - 1,5 |
0,9 - 1,2 |
Естественный износ деталей поршневой группы |
То же |
0,6 - 0,9 |
0,4 - 0,6 |
В большинстве случаев результаты замеров компрессии являются относительными. Это значит, что необходимо опираться на разницу в значениях компрессии у различных цилиндров, а не на саму ее абсолютную величину.