Что такое самодиагностика двигателя

Бортовая диагностика (самодиагностика) - система средств, способная определить и идентифицировать неисправности системы управления двигателем автомобиля и причины их возникновения.
Самодиагностика двигателя решает следующие задачи:
  • Превышение предельных значений токсичности отработавших газов автомобиля;
  • Ухудшение параметров двигателя (например, снижение мощности, увеличение расхода топлива);
  • Выход из строя мотора или компонентов системы управления.

Как работает бортовая диагностика

Включение диагностической лампы

Горящая диагностическая лампа не требует от водителя немедленного прекращения движения и остановки двигателя. Водитель предупреждается, что бортовая система диагностики зафиксировала неисправность двигателя. При этом автомобиль может двигаться самостоятельно в аварийном режиме. Поэтому обязанность водителя — доставить машину в сервис.

Мигание диагностической лампы сигнализирует, что обнаружена неисправность, которая может привести к серьезным повреждениям других деталей авто.

Сохранение информации

В момент обнаружения неисправности в память заносится код ошибки согласно международной классификации. Коды ошибок и вся сопутствующая дополнительная информация облегчают специалистам поиск и устранение неисправностей.

Активизация аварийных режимов работы

При обнаружении неисправности для обеспечения движения автомобиля, предотвращения выхода из строя исправных компонентов или выхода значений токсичности отработавших газов - система управления двигателем переходит на аварийные режимы работы. Суть аварийных режимов в том, что при возникновении неисправности в цепи какого-либо датчика, контроллер двигателя использует для расчетов замещающие значения, хранящиеся в его памяти, вместо реального сигнала датчика.

На аварийных режимах автомобиль должен доехать до ремонта. Случается, что водитель не подозревает, что двигатель работает в аварийном режиме.

Взаимодействие с диагностическим оборудованием

О наличии неисправности система бортовой диагностики сигнализирует зажиганием диагностической лампы. Далее система бортовой диагностики должна обеспечить возможность считывания сохраненной в памяти контроллера информации с помощью специализированного оборудования.

Поэтому в системе управления авто организован последовательный канал передачи информации, в состав которого входят контроллер, стандартизированная диагностическая колодка для подключения диагностического оборудования и соединяющий провод (К-линия). Для передачи информации используются стандартизированные протоколы.

С помощью диагностического оборудования специалисты могут считать из памяти контроллера информацию о выявленных ошибках, самой системе управления двигателем, выполнить серию проверочных тестов.

Поиск неисправностей двигателя

Системы бортовой диагностики способны идентифицировать сотни неисправностей. Каждой присваивается свой код согласно международной классификации. Например, код Р0102 соответствует значению "Датчик массового расхода воздуха. Низкий уровень сигнала". Код ошибки однозначно указывает на компонент двигателя, сигнал которого считается ложным, но не определяет причину возникшей неисправности: может быть неисправный датчик или короткое замыкание цепей.

Существуют коды ошибок, которые указывают на сбои в целой подсистеме. Примером служат коды Р0301—Р0304 "Пропуски воспламенения в 1—4-м цилиндрах". Причинами могут быть неисправности электрических компонентов двигателя (модуля или катушки зажигания, свечей, высоковольтных проводов, форсунок) или механические поломки, следствием которых является неравномерное вращение коленвала (например, из-за снижения компрессии).

Чтобы однозначно определить причину ошибки, требуется провести серию проверок с помощью диагностического оборудования. Правильное использование информации, которую выдает система самодиагностики, позволяет максимально сократить время на поиск неисправности.
Что ещё почитать