Оборудование для диагностики автомобилей

Поговорим про автосканер, мотор-тестер и другое диагностическое оборудование для поиска неисправностей в автомобиле. Какие бывают и для чего применяются.
Все современные контроллеры машин работают с оборудованием по протоколу KWP2000 (Keyword Protocol 2000). Этот протокол является международным стандартом. Данный стандарт определяет способ "общения" между оборудованием и контроллером, а сама информация (таблицы параметров, коды неисправностей) может быть различной.

Автомобильный сканер

Это прибор, предназначенный для диагностики электронной «начинки» машины. Он не имеет собственных датчиков, а подключается к ЭБУ и считывает информацию из системы. Поскольку современные автомобили «нашпигованы» ЭБУ, порой найти и ликвидировать некоторые виды неисправностей без сканера невозможно. С помощью автосканера можно получить паспортные данные ЭБУ, удалить ошибки, активировать оборудование, перепрограммировать блок, изменить пробег и многие другие функции.

с помощью мобильного оборудования можно диагностировать неисправности авто
Некоторые сканеры имеют функцию считывания параметров, записанных ЭБУ одновременно с кодом ошибки, что позволяет диагносту не только узнать о неисправности, но и выявить причины ее возникновения. Также, многие приборы способны снимать текущие параметры не только со штатных датчиков, но и с помощью дополнительного функционала, например, осциллографа и мультиметра.

Исполнение автомобильного сканера

Автомобильные сканеры бывают в виде автономного (самостоятельного) прибора, так и в комплекса ПК, состоящего из программного обеспечения и набора адаптеров. Автономный прибор мобилен, программный комплекс предполагает удобный интерфейс на базе знакомой операционной системы. Существует несколько типов сканеров:
  • дилерские сканеры – имеют возможность работать с конкретной маркой автомобиля или с несколькими «родственными». В них реализован широкий набор функций и предусмотрена так называемая ведомая диагностика. Это означает, что сканер способен не только выдавать код ошибки и место ее появления. Он ведет диагноста по определенному алгоритму, выдавая возможные причины ошибки и варианты решения проблемы.
  • мультимарочные сканеры – работают с целым «автопарком», что является основным их преимуществом. Производители автомобилей используют различные протоколы обмена информацией и разную конфигурацию диагностических разъемов. Особенность мультимарочников в том, что они поддерживают сразу несколько протоколов и снабжаются набором кабелей-адаптеров.
  • универсальные сканеры – самые распространенные среди большинства автолюбителей. Они представляют собой разъем для подключения к диагностической колодке в автомобиле и приложение на телефон. С помощью данного сканера и телефона можно легко проверять или сбрасывать ошибки двигателя, а также выполнять другие сервисные функции машины. На серьезной функционал такой авто сканер не рассчитан.
Функционал сканеров по каждой марке ограничен. Например, мультимарочники практически «не умеют» перепрограммировать ЭБУ и не приспособлены к адаптации исполнительных механизмов. Они не имеют опций ведомой диагностики, то есть просто выдают код ошибки и место ее возникновения. Чтобы устранить проблему техникам необходимо воспользоваться специальными справочниками, расшифровывающими код, а затем самостоятельно найти выход.

Мотор-тестеры и осциллографы

Осциллограф – прибор, позволяющий в графическом или числовом виде получать информацию о работе той или иной системы и делать выводы о ее исправности путем сравнения полученных данных со стандартными. Современные осциллографы оснащаются рядом дополнительных датчиков, позволяющих прибору частично выполнять функции мотор-тестера.

Мотор-тестер - совмещает функции автомобильного осциллографа и устройства, тестирующего работу электрооборудования двигателя. В отличие от сканера мотор-тестер получает информацию со своих датчиков, а не из ЭБУ.

мотор-тестер фирмы Bosch для мобильной диагностики машины
В режиме осциллографа мотор-тестер выдает информацию об адекватной работе датчиков ЭБУ, параметрах управляющих сигналов от ЭБУ к исполнительным устройствам систем. Проверяет параметры цепей системы зажигания и т.п. В режиме тестера диагностирует правильность работы различных составляющих систем двигателя. Например, изменение давления в цилиндре двигателя, падение оборотов при отключении цилиндра, разрежение во впускном коллекторе, тестирование по пусковому току и т.д.

В дополнительные опции входят функция тестирования неэлектрических параметров, например, измерение температуры жидкостей, давления масла и топлива. Функция осуществляется с помощью специальных датчиков, преобразующих неэлектрические параметры в электрические сигналы.

Тестирование отдельных систем

Корректоры одометров. Основная функция прибора – изменение показаний спидометров. Помимо изменения имеющихся данных прибор может использоваться в качестве программатора. Например, при смене покрышек меньшего размера на больший для устранения погрешности спидометра требуется внести изменения в ЭБУ.

Многие корректоры оснащены комплексом дополнительных функций и могут быть использованы как тестеры и программаторы других систем автомобиля. Например, тестирование подушек безопасности, определение кода доступа противоугонных систем и другие.

Диагностическое оборудование для иммобилайзеров. Иммобилайзеры призваны предотвратить угон автомобиля, но и они не гарантированы от сбоев в их работе, потери владельцами ключей, ошибок в действии брелоков и т.п. Для считывания информации, удаления ошибок и перепрограммировании и предназначен этот тип устройств.

Функции оборудования для диагностики

1. Получение информации о системе, двигателе и автомобиле (паспортные данные): идентификационный номер автомобиля (VIN), версия и номер программного обеспечения (ПО) контроллера, дата подготовки ПО, тип двигателя и системы управления, номер для заказа запасных частей.

2. Получение информации о значениях основных параметров работы системы.

Контроллер передает таблицу значений текущих параметров работы системы, а тестер отображает их на дисплее. Значения отображаются в физических величинах или в виде графиков изменения во времени. Типовой набор параметров следующий: температура охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети, скорость вращения коленвала, положение дроссельной заслонки, масса воздуха двигателя, угол опережения зажигания, параметры регулирования состава топливовоздушной смеси, параметры регулирования холостого хода.

Кроме значений параметров тестер может получить от контроллера значения напряжения сигналов с датчиков системы.

Анализируя значения текущих параметров, можно выявить неисправности в работе системы, которые не определяются функциями самодиагностики. Например, положение дроссельной заслонки равно 5%, а педаль акселератора полностью отпущена — в этом случае или неисправен датчик положения дроссельной заслонки, или проблема в механической части.

3. Получение информации из памяти контроллера о неисправностях в работе системы.

Код ошибки. Каждая неисправность системы кодируется согласно международному стандарту пяти символьным кодом. Например, P0122. Первая буква "P" показывает, что ошибка относится к системе управления двигателем. Следующий символ "0" показывает, что эта ошибка определена стандартом (может быть и "2"). Для ошибок, не вошедших в стандарт, а определенных производителем, этот символ будет "1" или "3". Следующая комбинация символов "12" указывает на датчик положения дроссельной заслонки. Последний символ показывает тип ошибки, в нашем случае "2" — это низкий уровень сигнала с датчика.

Cтатус-флаги. Это дополнительная информация об ошибке. Они показывают, как обстоят дела с этой неисправностью в настоящий момент: активная или нет, случайная или постоянная, ведет к зажиганию диагностической лампы или нет, влияет на увеличение токсичности или нет. Для разных контроллеров существует разный набор статус-флагов. Некоторые контроллеры также могут сообщать тестеру дополнительно, сколько раз возникала неисправность, время после сброса контроллера и до трех значений параметров работы системы в момент фиксирования ошибки.

Freeze Frame. Это зафиксированный (замороженный) на момент возникновения неисправности список значений параметров системы. Исследуя эти значения, можно определить, когда (при какой температуре, скорости вращения коленвала, нагрузке, скорости автомобиля) возникла неисправность. Это поможет выяснить причину возникновения ошибки. Freeze Frame — стандартный список параметров, значения которых должны фиксироваться, но производители систем управления или автомобилей вправе выбрать из этого списка свой набор.

По команде с диагностического тестера можно очистить память хранения ошибок контроллера.

4. Запуск тестов проверки исполнительных устройств системы.

При проведении диагностических работ возникает необходимость проверки работоспособности исполнительных устройств системы. В этом случае тестер подает команду на включение или выключение устройства. Например, при измерении баланса форсунок перед каждым измерением необходимо наличие рабочего давления в топливной системе (периодически нужно включать электробензонасос). Включение реле бензонасоса можно производить с помощью тестера.

С помощью диагностики можно проверить работу всех реле системы, форсунок, модуля зажигания, клапана продувки адсорбера. Кроме того, можно управлять регулятором холостого хода и провести регулировку состава смеси для систем без обратной связи по датчику кислорода.
Что ещё можно почитать