Неисправности ГУР автомобиля

Советы по обслуживанию гидроусилителя руля автомобиля своими руками. Таблица основных неисправностей и методы их устранения. Какое масло заливать в ГУР.

Техническое обслуживание

ГУР автомобиля обладает высокой надежностью и не требует сложного обслуживания при эксплуатации. Даже в случае отказа насоса усилителя, движение на машине продолжать, хотя для поворачивания руля потребуется прикладывать значительно больше усилий.

Причиной полного отказа гидроусилителя является обрыв приводного ремня насоса. Регулярно проверяйте состояние ремня - может быть изношен или слабо натянут. Одним из признаков слабого натяжения ремня является появление отдачи (обратного толчка) на руле. Обычно это заметнее при трогании авто с места, когда колеса повернуты до отказа.

Поддерживайте на должном уровне количество жидкости в бачке усилителя. При необходимости доливайте жидкость ГУР только указанной в руководстве по обслуживанию. Учтите, что масло, предназначенную для автоматических коробок передач ATF, можно использовать не для всех гидроусилителей авто. Неподходящая жидкость может испортить все сальники в системе. Например, использование синтетики в системе, заточенной под минералку, быстро прикончит резиновые элементы.

Т.к. жидкость используется как смазочный материал, важно, чтобы ее уровень не опускался ниже нормы. Иначе насос может выйти из строя.

Замена масла ГУРа

Замена жидкости в ГУР автомобиля требуется редко. Большинство производителей не регламентируют интервал замены - она залита на весь срок службы. Но если хотите слить её, необходимо открыть крышку расширительного бачка, отсоединить один из трубопроводов системы и несколько раз повернуть руль из стороны в сторону для выдавливания жидкости из гидросистемы. Специальное отверстие для слива обычно отсутствует.

Заправка новой жидкости производится через расширительный бачок. При этом в гидросистеме образуются воздушные пробки, нарушающие ее работоспособность. Их следует удалить. Для этого запустите двигатель, откройте крышку расширительного бачка и прокачайте систему, поворачивая руль несколько раз из одного крайнего положения в другое. По мере прокачивания гидросистемы уровень в бачке будет понижаться.

Повторяйте процедуру, пока не стабилизируется. После долейте масло до требуемого уровня.

Потемнение жидкости ГУР не означает, что она потеряла полезные свойства и её нужно в срочном порядке менять. Нужно придерживаться рекомендаций производителя автомобиля и менять её в положенный срок. Лишнее вмешательство в систему может внести больше неприятностей, чем пользы.

Различие между маслами для гидроусилителя лишь одно - использована синтетическая основа или минеральная. При замене соблюдайте требование производителей авто насчёт основы, а не ориентируйтесь на бренды и другие маркетинговые особенности. Например, использование синтетики в гидравлической системе, предназначенной под минералку, быстро прикончит все резиновые элементы.

Другие причины поломок

Частой неисправностью гидроусилителей является течь жидкости. У некоторых старых гидросистем допускалось небольшое просачивание через подшипники, поскольку их практически невозможно сделать полностью герметичными. Регулярно осматривайте узлы системы со всех сторон для обнаружения возможных подтеканий из трубопроводов и штуцеров.

Выясните, не трутся ли трубки и шланги о детали кузова. Производя проверку, поворачивайте руль максимально справа и налево. В случае неисправности насоса его можно отремонтировать, воспользовавшись ремонтным комплектом новых сальников.

Насос гидроусилителя страдает при дрифте автомобиля. Длительная фиксация руля в крайних положения с резким увеличением оборотов двигателя создаёт повышенное давление в системе. Даже расходный клапан механически не успевает его сбросить. В результате наступает локальный перегрев и критический износ всех рабочих поверхностей насоса.

Неисправности и методы устранения

Неисправность Причина Устранение
Отдача (обратные толчки) на руле Слабо натянут или изношен приводной ремень насоса. Заменить ремень или отрегулировать его положение.
Руль авто поворачивается с большим усилием Слабо натянут или изношен ремень ГУРа. Низкий уровень жидкости в заправочном бачке. Малое число оборотов холостого хода двигателя. Грязный фильтр заправочного бачка. Низкое рабочее давление насоса гидроусилителя. Имеется воздух в гидроусилителе. Отрегулировать натяжение ремня. Долить. Отрегулировать обороты холостого хода. Заменить фильтр. Отремонтировать или заменить насос. Проверить герметичность уплотнений и удалить воздух.
Вращение руля в среднем положении требует большого усилия Неисправность насоса гидроусилителя или механическая поломка. Отремонтировать или заменить насос. Проверить систему рулевого управления.
Вращение рулевого колеса в одну из сторон требует большого усилия Неисправность насоса. Проверить и отремонтировать насос или заменить его сальники.
Быстрое поворачивание руля требует большого усилия Слабо натянут приводной ремень насоса. Слишком малое число оборотов холостого хода. В гидроусилителе имеется воздух. Неисправность насоса гидроусилителя. Механические проблемы. Отрегулировать натяжение ремня. Отрегулировать работу двигателя. Найти место подсоса воздуха и удалить воздух. Отремонтировать или заменить насос. Проверить механизмы системы рулевого управления.
Нечеткая работа рулевого управления Низкий уровень жидкости в заправочном бачкем или течь. Имеется воздух в гидросистеме. Износ деталей рулевого управления. Нарушена геометрия рулевого привода. Неисправность шин. Добавить жидкость, выявить и устранить течь. Проверить герметичность уплотнений, состояние узлов ГУР, удалить воздух и устранить обнаруженные неисправности. Заменить шины.
Шум при работе Низкий уровень масла в бачке. Сброс жидкости через предохранительный клапан (свистящий звук при крайнем положении руля). Добавить масло, проверить отсутствие течи. Установить причину и удалить воздух. Отремонтировать или заменить насос. Измерить его рабочее давление.
Вибрация Имеется воздух в гидросистеме Механическое повреждение или плохое состояние шин. Установить причину и удалить воздух. Выявить неисправные шины и отремонтировать.

В случае выхода ГУРа из строя его меняют на новый или отремонтированный. Новый стоит дорого, так что стоит поискать подходящий из числа неоригинальных. Хорошо зарекомендовали себя китайские аналоги - соотношение цены и качества приемлемое.
Что ещё почитать