Трансмиссионные масла бывают минеральными, полусинтетическими и синтетическими. Самые распространенные индексы вязкости — 75W; 80W; 90W; 110W. Чем меньше цифра перед индексом W, тем более низкую температуру оно выдерживает перед тем, как загустеть на холоде.
По классу вязкости API масла маркируются буквами GL и цифрой, стоящей после букв в диапазоне от 1 до 5. Чем больше цифра, тем в большей степени в нём проявляются моющие, антизадирные и противопенные свойства. Поэтому масла разного класса вязкости применяют в различных агрегатах автомобиля. Они используются в коробках передач, главных парах, дифференциалах, мостах.
Масла классов от GL1 до GL3 можно применять в коробках передач старых машин. Класс GL4 является передовым. К ним предъявляют жесткие требования по антизадирным и противоизносным свойствам. Именно масло данной категории следует доливать в механическую коробку передач. Считается, что масло GL-5 в механической коробке использовать нежелательно, т.к. присадки могут повредить синхронизаторы.
Масло класса GL-5 применяется в редукторах, где присутствует гипоидное зацепление.
Большинство производителей рекомендуют более частую замену масла для «автоматов», чем для «механики». Это потому, что вариаторы, роботы и гидромеханические коробки — это сложные устройства, где большое значение имеет состояние масла. В них применяют насосы с редукционными клапанами и электромагнитные клапаны, которые могут зависать при попадании твердых частиц. Температура жидкости в «автоматах» намного выше, чем в «механике».
Поэтому, несмотря на наличие фильтров, жидкость надо менять чаще.
Для автоматических коробок передач выпускают специальные масла, к которым предъявляют особые требования по вязкости и пенообразованию. Самым главным стоит считать пенообразование. Это связано с тем, что если масло сильно пенится, то воздушный пузырь может перекрывать управляющий клапан и любая из передач перестанет включаться.
ATF (Automatic Transmission Fluids) — жидкость для классических автоматических трансмиссий. У ATF есть одна особенность — цвет. Чтобы случайно не использовать их в обычных коробках передач, для чего они не предназначены в принципе, их специально окрашивают в заметный цвет. Чаще всего в красный (но иногда бывают другого цвета).
В отличие от масел для «механики», жидкости для «автоматов» не имеют жестких международных стандартов. Ведущие мировые автопроизводители разработали собственные требования к ним и классификации, которым должны соответствовать ATF.
Существуют автопроизводители, которые предпочитают только «свою» жидкость. К ним относятся Toyota с её жидкостями вроде ATF WS, Honda с жидкостями типа ATF-Z1 и другие концерны.
Для вариатора используется своя техническая жидкость, не совместимая с ATF. Если нужно доливать, то следует применять фирменную жидкость. Например, для машин марки Renaul и Nissan с трансмиссией вариатор фирмы Jatco нужно заливать масло NS2 или NS3. Чем больше цифра, тем совершенней масло.
В трансмиссию «робот» с двумя сцеплениями заливается специальная гидравлическая жидкость. У каждого производителя она своя — оригинальная. А вот в коробку «робот» с одним сцеплением можно заливать масло для механической коробки передач.