Неисправности рулевого управления

Расскажем какие бывают основные неисправности рулевой рейки автомобиля. Как происходит ремонт и восстановление. Почему начинают течь сальники, появляется стук на руле - что делать?

Основные проблемы

Рулевой механизм автомобиля узел довольно надёжный и может «пройти» без серьёзных проблем до 100-200 000 километров. Но иногда случаются неисправности - появляется коррозия на рулевой рейке, изнашивается картер распределителя, наступает износ зубьев рейки. Поэтому начинают течь сальники и появляется стук на рулевом колесе.

Почему появляется коррозия на рулевой рейке? Если отбросить климат и тяжёлые условия эксплуатации, то коррозия может возникнуть из-за неквалифицированного ремонта рулевого механизма автомобиля. Некоторые механики при замене рулевых тяг используют не заводские металлические хомуты, а пластиковые. Последние - дешевле, но не могут создать надёжную герметизацию узла - поэтому со временем образуется коррозия на рейке.

Если установлены пластиковые хомуты, один из пыльников подсасывает теплый воздух из под капота, другой выпускает его обратно. Образуется конденсат - и через полгода рейка авто начинает ржаветь.

Если машина с системой ГУР (гидроусилитель), то заметить неисправность можно на первых стадиях повреждения. Ситуация с ЭУР (электроусилитель на руле) сложнее из-за особенности данного механизма. Как правило, когда определяется неисправность рейки, то механизм уже имеет значительные повреждения, которые невозможно отремонтировать (стуки и люфты).

Если были повреждены зубья на рулевой рейке машины, то ремонт невозможен - придётся покупать новую. Износ центральных зубьев происходит, когда автомобиль едет прямо и водитель слегка корректирует траекторию.

На переднеприводных ВАЗах, при неисправности рулевой рейки, можно было её подтянуть. На тех машинах не было ГУРа и ЭУРа. Если на современной машине с гидроусилителей попытаться «затянуть» рейку, то: или сделает руль слишком тугим, или обернётся стуком в рулевом управлении. Рулевой механизм авто строго тарирован и попытки его «подтянуть» обернутся дополнительными проблемами.

Ремонт рейки автомобиля

Шлифовку рейки производят на специальном оборудовании, если ржавчина поверхностная и уменьшение диаметра рейки не превышает величину до 0,1 мм. Сальники и опорную втулки используют номинального размера. Если повреждения серьёзные (глубокая коррозия), то стачивать рейку можно на величину не более 0,5 мм. Запчасти используют ремонтного размера, а сальники выбирают по каталогам запчастей.

Если повреждения более глобальные, то приходится менять рейку на новую. Рекомендация производителей - износ не более 0,5 мм. Хотя некоторые автосервисы берутся за ремонт суровой ржавчины по специальной технологии. А вот погнутую рейку можно выправить, а если произошла деформация алюминиевого корпуса - то только замена.

Иногда изнашивается картер распределителя у рулевых механизмов с гидроусилителем, т.к. в процессе эксплуатации появляются продукты износа - частички металла. Особенно страдают этим недугом японские машины. В этом случае картер распределителя растачивают и запрессовывают в него втулку под номинальный размер.

Также меняют пластиковую заглушку сухаря рейки. Из-за деформации образуется большой зазор и рейка начинает стучать. Ремонт простой - нужно подобрать металлический аналог заглушки. А чтобы обеспечить надежную герметичность - поставить её на специальный герметик.

Что проверяют и сколько стоит

Ремонт рулевой рейки авто требует определенных знаний, навыков, профессионального оборудования. Мастера для оценки стоимости должны сначала разобрать все детали, оценить ущерб. После проведения диагностики и выявления неисправностей составляется перечень необходимых работ по ремонту. Если рейка не подлежат восстановлению - заменят её.

Что проверяют:
  • рулевой вал на наличие следов коррозии;
  • вторичный вал на биение;
  • зубчатые зацепления и зубья на наличие износа;
  • корпус рейки на наличие повреждений;
  • состояние калибрующих втулок валов.
Часто специалистам приходится восстанавливать целостность повреждённых деталей рейки, которая была нарушена при неудачных попытках сэкономить и ремонте своими руками. Это не всегда удаётся, поэтому не пытайтесь осуществить ремонтные работы в домашних условиях без необходимых знаний. Если ситуация не запущена, то ремонт рейки в сервисе составит от 15 000 ₽. Это со снятием и полной переборкой узла, заменой всех неисправных сменных частей (уплотнения, направляющие, подшипники) на новые. Стоимость зависит от марки автомобиля и компоновки (наличие/отсутствие ГУРа).


Если случай тяжелый, то ремонтировать рулевую рейку нецелесообразно или невозможно из-за предельного износа основных узлов. В этом случае предлагают замену на восстановленную запчасть и дают на неё гарантию до 12 месяцев.

Производители автомобилей не рекомендуют ремонт, рулевые рейки объявлены неремонтопригодными. Если неисправность - только полная замена. Стоимость нового узла 60 - 120 000 ₽, а ремонт в несколько раз дешевле. Отремонтировать можно практическую любую рейку, главное найти запчасти.
Что ещё почитать