Неисправности рулевого управления

При отказе рулевого управления автомобиля или его повреждении возможна потеря управляемости. Расскажем какие бывают основные неисправности рулевой рейки. Как происходит ремонт и восстановление. Сколько стоит.

Основные проблемы

Рулевой механизм автомобиля узел довольно надёжный и может «пройти» без серьёзных проблем до 100-200 000 километров. Но иногда случаются неисправности - появляется коррозия на рулевой рейке, изнашивается картер распределителя, наступает износ зубьев рейки. Поэтому начинают течь сальники и появляется стук на рулевом колесе.

Почему появляется коррозия на рулевой рейке? Если отбросить климат и тяжёлые условия эксплуатации, то коррозия может возникнуть из-за неквалифицированного ремонта рулевого механизма автомобиля. Некоторые механики при замене рулевых тяг используют не заводские металлические хомуты, а пластиковые. Последние - дешевле, но не могут создать надёжную герметизацию узла - поэтому со временем образуется коррозия на рейке.

Если установлены пластиковые хомуты, один из пыльников подсасывает теплый воздух из под капота, другой выпускает его обратно. Образуется конденсат - и через полгода рейка авто начинает ржаветь.

Если машина с системой ГУР (гидроусилитель), то заметить неисправность можно на первых стадиях повреждения. Ситуация с ЭУР (электроусилитель на руле) сложнее из-за особенности данного механизма. Как правило, когда определяется неисправность рейки, то механизм уже имеет значительные повреждения, которые невозможно отремонтировать (стуки и люфты).

Если были повреждены зубья на рулевой рейке машины, то ремонт невозможен - придётся покупать новую. Износ центральных зубьев происходит, когда автомобиль едет прямо и водитель слегка корректирует траекторию.

На переднеприводных ВАЗах, при неисправности рулевой рейки, можно было её подтянуть. На тех машинах не было ГУРа и ЭУРа. Если на современной машине с гидроусилителей попытаться «затянуть» рейку, то: или сделает руль слишком тугим, или обернётся стуком в рулевом управлении. Рулевой механизм авто строго тарирован и попытки его «подтянуть» обернутся дополнительными проблемами.

Ремонт рулевого управления

Шлифовку рейки производят на специальном оборудовании, если ржавчина поверхностная и уменьшение диаметра рейки не превышает величину до 0,1 мм. Сальники и опорную втулки используют номинального размера. Если повреждения серьёзные (глубокая коррозия), то стачивать рейку можно на величину не более 0,5 мм. Запчасти используют ремонтного размера, а сальники выбирают по каталогам запчастей.

Если повреждения более глобальные, то приходится менять рейку на новую. Рекомендация производителей - износ не более 0,5 мм. Хотя некоторые автосервисы берутся за ремонт суровой ржавчины по специальной технологии. А вот погнутую рейку можно выправить, а если произошла деформация алюминиевого корпуса - то только замена.

Иногда изнашивается картер распределителя у рулевых механизмов с гидроусилителем, т.к. в процессе эксплуатации появляются продукты износа - частички металла. Особенно страдают этим недугом японские машины. В этом случае картер распределителя растачивают и запрессовывают в него втулку под номинальный размер. Цена ремонта составит от 25 000 ₽.

Также меняют пластиковую заглушку сухаря рейки. Из-за деформации образуется большой зазор и рейка начинает стучать. Ремонт простой - нужно подобрать металлический аналог заглушки. А чтобы обеспечить надежную герметичность - поставить её на специальный герметик.

Стоимость ремонта

Ремонт рулевой рейки авто требует определенных знаний, навыков, профессионального оборудования. Мастера для оценки стоимости должны сначала разобрать все детали, оценить ущерб. После проведения диагностики и выявления неисправностей составляется перечень необходимых работ по ремонту. Если рейка не подлежат восстановлению - заменят её.

Что проверяют:
  • рулевой вал на наличие следов коррозии;
  • вторичный вал на биение;
  • зубчатые зацепления и зубья на наличие износа;
  • корпус рейки на наличие повреждений;
  • состояние калибрующих втулок валов.
Часто специалистам приходится восстанавливать целостность повреждённых деталей рейки, которая была нарушена при неудачных попытках сэкономить и ремонте своими руками. Это не всегда удаётся, поэтому не пытайтесь осуществить ремонтные работы в домашних условиях без необходимых знаний. Если ситуация не запущена, то стоимость ремонта рейки в сервисе составит от 15 000 ₽. Это со снятием и полной переборкой узла, заменой всех неисправных сменных частей (уплотнения, направляющие, подшипники) на новые. Стоимость зависит от марки автомобиля и компоновки (наличие/отсутствие ГУРа).


Если случай тяжелый, то ремонтировать рулевую рейку нецелесообразно или невозможно из-за предельного износа основных узлов. В этом случае предлагают замену на восстановленную запчасть и дают на неё гарантию до 12 месяцев.

Производители автомобилей не рекомендуют ремонт, рулевые рейки объявлены неремонтопригодными. Если неисправность - только полная замена. Стоимость нового узла 60 - 120 000 ₽, а ремонт в несколько раз дешевле. Отремонтировать можно практическую любую рейку, главное найти запчасти.
Что ещё почитать