Разновидности автоматических коробок передач

Новичкам кажется, что во всех автомобилях установлен один тип автоматической коробки передач, что не совсем так. Производители оснащают машины различными типами трансмиссий. Перед тем как сделать выбор в пользу того или иного варианта, не лишним будет изучить особенности каждой коробки передач.

Планетарная коробка передач

Применяемые в "автоматах" планетарные коробки передач получили свое название за шестерни-сателлиты, вращающиеся вокруг центральной шестерни, подобно планетам. Их использование в автоматической коробке передач обусловлено простотой изменения передаточного отношения: достаточно лишь притормозить тот или иной вращающийся элемент или соединить между собой посредством специальной фрикционной муфты. Эти процессы легко поддаются автоматизации.

Планетарная коробка передач
Что в итоге: АКПП с гидротрансформатором тяжел, отбирает мощность и прожорлив; вариатор полегче, тоже ухудшает динамику, но почти не увеличивает аппетит; механика с автоматическим управлением несколько вяловата, зато экономит бензин.

Бесступенчатый вариатор

Прорыв принесла технология: наборный "ремень", состоящий из стальной ленты и стальных трапецеидальных сегментов, нанизанных на нее. Система получила название CVT (бесступенчато варьируемая трансмиссия). Она завоевывает позиции в тяжелых классах автомобилей с мощными двигателями.

Бесступенчатый вариатор
Езда с CVT дает необычные ощущения: прибавляешь газ, стрелка тахометра застывает на отметке 4000 об/мин и ровное, без рывков и провалов, ускорение вдавливает в спинку сиденья, пока другая стрелка - спидометра - не подберется к цифре 200! Конструкция вариатора позволила легко осуществить ручной режим управления: достаточно ввести в память компьютера несколько фиксированных значений передаточного отношения, и его можно будет переключать вручную рычагом или кнопками.

Что касается ресурса, при грамотном пользовании он достигает сотен тысяч километров, да и поменять "ремень" технически несложно, но дорого.

Водителю на заметку

Собственники б/у транспортных средств не всегда в состоянии определить, какой именно тип коробки передач установлен – «гидравлика» или вариатор. На помощь придут несколько признаков, опираясь на которые, легко сделать правильный вывод.

Во-первых, изучение инструкции по эксплуатации – в документе производитель указывает тип КП. Если там указаны литеры АТ, то речь идет о 100% автомате. Вариатор обозначен как CVT. Если документы не сохранились, то необходимые сведения можно найти в сети.

Во-вторых, провести тест-драйв – машины. Авто, на которых установлен вариатор, едут плавно. Никаких толчков водитель не ощущает. Процесс разгона во многом похож на то, как набирает скорость троллейбус. Транспортные средства, в которых установлен классический автомат, ощущается рывки и толчки при каждом переключении скорости.

Что ещё можно почитать