Всё про «коробки-автоматы» для авто

Новичкам кажется, что во всех автомобилях установлен один тип автоматической коробки передач, что не совсем верно. Производители оснащают машины различными типами трансмиссий. Изучим особенности каждой «коробки-автомата» - в чём различия.

Какие бывают

По популярности автоматические трансмиссии разделяют на:
  • классические «автоматы» (гидромеханика);
  • вариаторы;
  • «роботы» (с одним или двумя сцеплениями).
Давайте разбираться, чем отличается робот от автомата и вариатора - что лучше для водителя.

Классическая гидромеханика

Классика – это гидромеханическая трансмиссия. Она надежна, конструкция её давно изучена, но отличается слегка увеличенным расходом топлива и чуть большей потерей мощности. Это хороший вариант для водителей, которые не стараются «выжать из авто всё возможное» и для спокойного городского вождения. Это лучшая альтернатива «механики».

Такой тип трансмиссии получил наибольшее распространение среди автолюбителей. В ней соблюден оптимальный баланс технических качеств и стоимости в эксплуатации и ремонте. Об этом говорит статистика, утверждающая, что этот тип АКПП чаще приобретается. Такие трансмиссии с четырьмя ступенями устанавливают на авто бюджетного класса (Лада Гранта и Renault). Они подходят для эксплуатации в городских условиях и имеют ресурс от 120 до 200 тысяч км.


Современные гидромеханические автоматы давно избавились от недостатков и имеют приличный ресурс до капитального ремонта (до 250 000 км пробега). На авто среднего класса (Киа Рио, Шкода Рапид и Хендэ Солярис) устанавливают шестиступенчатые автоматы, которые позволяют оптимально реализовать возможности двигателя и снизить расход топлива. Самые продвинутые модели имеют до 10 ступеней передач (ставят на пикапы Ford F-150 и купе Chevrolet Camaro).

Вариатор

Бесступенчатая трансмиссия, или вариатор – коробка передач с плавным переключением скоростей. Данный тип трансмиссии не имеет обычных ступеней передач. Они есть, но «виртуальные», сделанные для удобства управления машиной. Чтобы автомобиль не ехал «на одной ноте». Езда с CVT дает необычные ощущения: прибавляешь газ и следует ровное, без рывков и провалов ускорение.

Конструкция вариатора позволила легко осуществить ручной режим управления: достаточно ввести в память компьютера несколько фиксированных значений передаточного отношения, и его можно будет переключать вручную рычагом или кнопками.

Вариатор – прекрасный выбор. Во время езды можно насладиться плавным ходом и отсутствием малейших рывков при изменении скорости движения. Это хорошая альтернатива классической коробке передач. Такая АКПП хорошо себя покажет на качественных дорогах, где возможен быстрый разгон и движение на большой скорости. Также подойдет для крупных городов с плотным движением и постоянными пробками.

Вариатор максимально экономичен, дает предельно возможную динамику разгона автомобиля, но имеет минусы. Данная коробка боится бездорожья, она может перегреваться в сложных условиях движения. Ремонт обойдется недешево, мастера с нужной квалификацией придется поискать. При нормальной эксплуатации без резких стартов, езды по бездорожью и частой смене масла, ресурс достигает сотен тысяч километров. Поменять «ремень» технически несложно, но дорого.

«Робот»

Роботизированная трансмиссия - это усовершенствованная «механика» с электронными «мозгами». В ней электронный механизм самостоятельно переключает передачи, выжимает сцепление вместо водителя. За это отвечает электронный блок управления. Чем современней его «софт» - тем лучше работает трансмиссия.

Есть «робот» с одним сцеплением - вариант для бюджетных автомобилей. Он лучше, чем обычная «механика», но на нем ощущаются толчки при переключении скоростей. Такая трансмиссия проста в управлении и экономит топливо как «механика». Главное её преимущество - невысокая цена, а во всём остальном уступает другим типам трансмиссии по комфорту переключения.


Более продвинутым вариантом (уже не дешёвым) является «робот» с двумя сцеплениями. Он обеспечивает более быстрый разгон и плавное движение автомобиля. В отличие от своего родственника с одним сцеплением - здесь рывки полностью не ощущаются, а переключения происходят за миллисекунды.

При неполадках ремонт механической части не вызывает сложностей, она достаточно надежная. При выходе из строя электронной части – ремонт может быть дорогим, и не каждый мастер справится. В подобных коробках используется сухое или мокрое сцепление. Сухие - менее надежные, иногда их проходиться менять при пробеге 30 000 км, а общий ресурс до 100 000 км. «Мокрые» роботы по типу DSG имеют ресурс свыше 150 тысяч км. пробега.


При покупке нового автомобиля и регулярном обслуживании его у дилера о состоянии АКПП любого типа можно не беспокоиться. А на выбор влияют такие факторы, как стоимость, ремонтопригодность, стиль вождения. При современных возможностях ремонта любая «коробка-автомат» имеет право на существование. Что лучше выбрать – дело личного вкуса и финансовых возможностей.

Плюсы и минусы - сравнение

Тип трансмиссии Плюсы Минусы
Гидромеханика Отработанность конструкции.
Некритичность к большим крутящим моментам.
Живучесть при буксовании.
Тяжелый.
Чуть меньший КПД, чем у вариатора.
Отбирает мощность от мотора и прожорлив.
Заметность переключения передач при небольшом числе ступеней.
Буксировка возможна только на небольшие расстояния.
Вариатор Простота и дешевизна по сравнению с классическим «автоматом».
Отсутствие переключений.
Идеален для города.
Греется на бездорожье.
Уступают в надежности гидромеханике.
Буксировка только непродолжительная.
Дороже в ремонте.
Робот с одним сцеплением Высокий ресурс.
Простота и надёжность.
Допускает буксировку.
Замедленные реакции.
Допускает откатывание машины назад.
Рывки при переключениях.
По комфорту переключения - худшая из «автоматов».
Робот с двумя сцеплениями Незаметные и быстрые переключения.
Экономичность.
Хорошая динамика разгона.
Допускает буксировку.
Невысокая надежность блоков управления.
Удорожание конструкции.
Низкий ресурс «сухих» сцеплений.

Водителю на заметку

Многие автолюбители не всегда в состоянии определить, какой именно тип коробки установлен – «классика» или вариатор. На помощь придут несколько признаков, опираясь на которые, легко сделать правильный вывод.
  • Изучение инструкции по эксплуатации. В неё производитель указывает тип трансмиссии. Если там указаны литеры «А/Т», то речь идет о 100% традиционном автомате. Вариатор обозначен как «CVT». Если документы не сохранились, то необходимые сведения можно найти в интернете.
  • Провести тест-драйв машины. Авто, на которых установлен вариатор, едет плавно. Никаких толчков водитель не ощущает. Процесс разгона во многом похож на то, как набирает скорость троллейбус. Автомобили, в которых установлен классический «автомат», ощущается рывки и толчки при переключении скорости.
Можно добавить, что «коробка-автомат» больше подходит для городских условий с достаточно хорошими дорогами. При проживании в сельской местности или за городом, предпочтение стоит отдать более простой в управлении «механике».
Что ещё почитать