Какая «коробка-автомат» лучше?

Новичкам кажется, что во всех автомобилях установлен один тип автоматической коробки передач, что не совсем справедливо. Производители оснащают машины различными типами трансмиссий. Перед тем как выбрать тот или иной вариант, не лишним будет изучить особенности каждой «коробки-автомата». В чём различия?
В большинстве случаев потребителю нет принципиальной важности, к какому именно типу относится автоматическая коробка передач на его машине. Намного важнее стоимость самого авто и насколько она возрастет из-за цены АКПП, а также расходы на обслуживание и потенциальный ремонт. Поскольку «автомат» обходится дороже привычной «механики», ее чаще выбирают люди со средним достатком, проживающие в городах. Для бездорожья больше подходит механическая КПП. А еще «автоматы» предпочитают женщины, потому что они не любят отвлекаться на ручное переключение скоростей.

По популярности автоматические трансмиссии можно разделить на:
  • классические автоматические трансмиссии;
  • вариаторы;
  • «роботы».
Давайте разбираться, чем отличается робот от автомата и вариатора - что лучше для водителя.

Классическая коробка-автомат

Классика – это гидромеханическая трансмиссия. Она отличается повышенной прочностью, легче других в ремонте и дешевле обходится. Она надежна, конструкция её давно изучена, но отличается слегка увеличенным расходом топлива и чуть меньшей мощностью на колёсах. Стоимость современного автомата намного выше других типов трансмиссии. Это хороший вариант для водителей, которые не стараются «выжать из авто всё возможное». Классическая АКПП – отличный выбор для спокойного городского вождения. Это лучшая альтернатива «механики».

Такой тип трансмиссии получил наибольшее распространение среди автолюбителей. Объясняется это тем, что в неё соблюден оптимальный баланс технических качеств и стоимости как в эксплуатации, так и в ремонте. Об этом говорит статистика, утверждающая, что именно этот тип АКПП чаще всего приобретается в мире. Так как именно такие трансмиссии устанавливают на авто среднего класса, она лучше других подойдет для массовой эксплуатации в городских условиях.


Современные устройства давно избавились от недостатков и имеют приличный ресурс до капитального ремонта. Самые продвинутые модели имеют до 10 ступеней передач. Из минусов: имеет большую массу, динамика машины уменьшается, а расход топлива увеличивается.

Вариатор

Бесступенчатая трансмиссия, или вариатор – коробка передач с плавным переключением скоростей. Данный тип трансмиссии не имеет обычных ступеней передач. Они есть, но «виртуальные», сделанные для удобства управления машиной. Чтобы автомобиль не ехал «на одной ноте». Езда с CVT дает необычные ощущения: прибавляешь газ и следует ровное, без рывков и провалов ускорение. Конструкция вариатора позволила легко осуществить ручной режим управления: достаточно ввести в память компьютера несколько фиксированных значений передаточного отношения, и его можно будет переключать вручную рычагом или кнопками.

Вариатор – прекрасный выбор для современной машины. Во время езды можно насладиться плавным ходом и отсутствием малейших рывков при изменении скорости движения. Это хорошая альтернатива классической коробке передач. Такая АКПП хорошо себя покажет на качественных дорогах, где возможен быстрый разгон и движение на большой скорости. Также она подойдет для крупных городов с их плотным движением и постоянными пробками.


Вариатор максимально экономичен, дает предельно возможную динамику разгона автомобиля, но имеет минусы. Данная коробка боится бездорожья, она может перегреваться в сложных условиях движения. Ремонт обойдется недешево, мастера с нужной квалификацией придется поискать. При нормальной эксплуатации без резких стартов, езды по бездорожью и частой смене масла, ресурс достигает сотен тысяч километров. Поменять «ремень» технически несложно, но дорого.

«Робот»

Роботизированная трансмиссия - по сути это усовершенствованная «механика» с электронными «мозгами». В ней электронный механизм самостоятельно переключает передачи, выжимает сцепление вместо водителя. За это отвечает электронный блок управления. Чем лучше его «софт» - тем лучше работает трансмиссия. Есть «робот» с одним сцеплением - это вариант для бюджетных автомобилей. Он лучше чем обычная «механика», но на нем ощущаются небольшие толчки при переключении скоростей. Такая трансмиссия проста в управлении как «автомат» и экономит топливо как «механика».

Более продвинутым вариантом (уже не дешёвым) является «робот» с двумя сцеплениями. Он обеспечивает более быстрый разгон и плавное движение автомобиля.

При неполадках ремонт механической части не вызывает сложностей, к тому же она достаточно надежная. При выходе из строя электронной части – ремонт может быть дорогим, и не каждый мастер с ним справится. В городах есть много автосервисов с необходимым оборудованием, а также со стабильной поставкой необходимых запасных частей. Так что отремонтировать сломавшуюся «коробку» тоже можно.


При покупке нового автомобиля и регулярном обслуживании его у дилера о состоянии АКПП любого типа можно не беспокоиться. А на выбор влияют такие факторы, как стоимость, ремонтопригодность, стиль вождения. При современных возможностях ремонта любая «коробка-автомат» имеет право на существование. Что лучше выбрать – дело личного вкуса и финансовых возможностей.

В итоге: АКПП с гидротрансформатором тяжелый, отбирает мощность от мотора и прожорлив; вариатор полегче, тоже ухудшает динамику, но почти не увеличивает аппетит; механика с автоматическим управлением («робот») несколько вяловата, зато экономит бензин.

Водителю на заметку

Многие автолюбители не всегда в состоянии определить, какой именно тип коробки установлен – «классика» или вариатор. На помощь придут несколько признаков, опираясь на которые, легко сделать правильный вывод.
  • Изучение инструкции по эксплуатации. В неё производитель указывает тип трансмиссии. Если там указаны литеры «А/Т», то речь идет о 100% традиционном автомате. Вариатор обозначен как «CVT». Если документы не сохранились, то необходимые сведения можно найти в интернете.
  • Провести тест-драйв машины. Авто, на которых установлен вариатор, едут плавно. Никаких толчков водитель не ощущает. Процесс разгона во многом похож на то, как набирает скорость троллейбус. Автомобили, в которых установлен классический «автомат», ощущается рывки и толчки при переключении скорости.
Можно добавить, что «коробка-автомат» больше подходит для городских условий с достаточно хорошими дорогами. При проживании в сельской местности или за городом, предпочтение стоит отдать более надежной, простой в управлении «механике».
Что ещё можно почитать