Всё про гайковёрт для ремонта авто

Гайковерт - это инструмент, применяемый для откручивания и закручивания деталей авто с резьбовыми соединениями. Он работает по принципу электрического гаечного ключа большой мощности. Расскажем про выбор гайковерта для автомобиля. Какие бывают и отличия, цены и рекомендации по выбору.

Для чего нужен

Гайковерт для авто внешне напоминает дрель, в которой вместо патрона находится насадка, предназначенная для зажима гайки или болта либо вставленного в гнездо съемной головки четырехгранника (можно выбрать любые насадки под разные размеры болтов и звездочек). Оснащен пистолетной рукояткой с кнопкой запуска, модулем, вращающий рабочий вал, а также пружиной, зажимным патроном.

Включенный инструмент запускает механизм подачи энергии на двигатель, от которого работает редуктор. Тот, в свою очередь, заставляет функционировать патрон. Механизм, откручивающий гайки, снабжен дополнительной пружиной, совершающей обратное вращение патрона.

Гайковерт пригодится в гараже для самостоятельного ремонта легковых и грузовых машин. С ним легко откручивать гайки, которые закипели, т.к. при работе он действует как ударный перфоратор. В зависимости от задач, выполняемые прибором, выбирается тип и мощность.

Какие бывают (виды) и их отличия

По типу питания автомобильные гайковерты делятся на несколько видов.
  • Аккумуляторный. Позволяет работать на любом расстоянии, в самых труднодоступных местах. Удобен для выполнения мелких работ в быту. Из-за ограничения величины заряда аккумулятора, падения мощности вращения, сфера применения прибора лимитирована - его используют в небольших мастерских или для мелкого ремонта автомобиля. В зависимости от модели крутящий момент составляет от 100 Нм до 500 Нм. А момент затяжки колёс у легковых авто составляет 100-120 Нм.
  • Электрический. Отличается повышенной производительностью, питается от бортовой сети автомобиля (или подключается непосредственно к клеммам АКБ). По сравнению с аккумуляторными устройствами менее мобилен, зато более мощный инструмент. Высокий крутящий момент достигнут ударными импульсами, поступающих к патрону от двигателя, что позволяет применять инструмент для работы с более тугими соединениями. Патрон изготовлен в виде квадрата, на который надета торцевая головка с шестигранным отверстием под гайку внутри. Есть возможность регулировки степени затяжки, реверс.
  • Пневматический. Отличаются легкостью, высокой быстроходностью. Внешне выглядит, как пистолет с кнопкой запуска. Воздух подается по шлангу из компрессора, подача регулируется специальным винтом, расположенным на рукоятке. Механизм вращения запускается потоком сжатого воздуха, головка зажимает соединение. Благодаря металлическому корпусу прибор не перегревается, т.к. тепло выводится наружу через металл. Оснащен дополнительной насадкой для работы в труднодоступных местах. Крутящий момент, в зависимости от модели, составляет до 3000 Нм. Такие гайковерты используют в шиномонтажной мастерской и автосервисах.
  • Гидравлический. Главной особенностью является регулируемый крутящий момент, существенно превосходящий аккумуляторные, электрические, пневматические модели, достигающий нескольких десятков тысяч Нм. Используется на производстве, требующее значительного усилия для закручивания или откручивания гаек. В качестве привода выступает гидравлический насос с распределителем. Источником вращения служит специальная жидкость или масло, поступающее из гидросистемы на турбину. Гидравлические модели делятся на накидные и кассетные.
Существуют ручные гайковерты, работающие по принципу ручной дрели. Отличаются низким крутящим моментом, применяются для небольших резьбовых соединений. Их рассматривать не будем.

Пневматический и гидравлический вид гайковёрта характеризуются высокой мощностью, относятся к разряду профессиональных. Электрические устройства доступны по цене, не требуют дополнительного оборудования, применяются в быту или при ремонте автомобилей своими руками.

Гайковерты делятся на безударные (вращательные) и ударные. Безударные гайковерты просты в работе, их можно порекомендовать начинающим автолюбителям. Ударный патрон работает сильнее благодаря дополнительным импульсам. Эффект подобен ударам молотка по гаечному ключу с целью усилить крутящий момент. Например, применяется для закручивания болтов при смене колёс.

Как правильно подключить

А Вы знали, что электрический гайковёрт нужно правильно подключать к автомобилю. Ведь при работе у некоторых мощных устройств ток превышает 20А. В результате может расплавиться корпус или сгореть предохранитель. Многие производители сами оснащают инструменты этими простейшими переходниками. В нём гнездо прикуривателя припаяно к паре проводов с зажимами-крокодилами для подсоединения напрямую к АКБ.

Аккумулятор при таком подключении выдаёт любой ток, а предохранители останутся целыми. При коротком замыкании автомобиль не пострадает, соединительные провода более слабое место. К тому же, при выключенном зажигании на большинстве авто не работает прикуриватель.

Данный электропереходник можно сделать своими руками. Понадобятся обычные многожильные провода сечением 2,5 мм2, пара хороших «крокодилов» и современная автомобильная розетка. Оптимальная длина проводов - 2 метра. Остаётся только всё припаять и заизолировать соединения. Кстати, можно купить подобное изделие в магазине, стоит 250-300 рублей, но качество не на высоте.

Сколько примерно стоят (лучшие модели)

На стоимость влияют мощность, крутящий момент, число производимых оборотов. Чем выше производительность, тем выше цена. Стоимость аккумуляторного ударного гайковерта, предназначенного для небольшого ремонта авто, с крутящим моментом 100 Нм, весом 1 кг, мощностью батареи 12 В составляет от 3 500 рублей.

Цена ударного электрического гайковерта мощностью 40 Вт, крутящим моментом 350 Нм, весом 3 кг доходит до 15 000 рублей. Такая модель оснащена прочным корпусом с прорезиненной ручкой, предусмотрена защита от перегрева, инструмент отлично сбалансирован. Если занимаетесь обслуживанием легковых автомобилей постоянно - рекомендую данный тип гайковерта.

Для выполнения несложных задач, или выполнения работ в гараже подойдут следующие модели:
  • Bosch GDR, ударные аккумуляторные, электрические - от 15 000 руб;
  • ЗУБР - электроударные - от 6 000 руб;
  • Hilti - аккумуляторные ударные - 30 000 руб.

Примеры

Модель Тип устройства Крутящий момент, Нм Масса, кг Цена, руб
Einhell CC-HS 12/1 Электрический 350 1,5 3490
Bort BSR-12X Электрический 380 1,6 3600
Зубр ЗГУА-18-Ли К Аккумуляторный 350 2,2 9060
Makita TW140DWAE Аккумуляторный 140 11,2 13400

Что лучше выбрать для гаража

На стоимость хорошего гайковёрта влияет тип устройства, мощность, размер и определенный набор креплений. Учитывают производителя (китайские или отечественные - дешевле), наличие комплектующих, материал из которого выполнен корпус, конфигурацию. Эти факторы влияют на качество и производительность.

Для личного пользования и ремонта машины своими руками лучше выбрать низковольтный гайковерт, без использования компрессора, а с питанием от бортовой сети машины или встроенного аккумулятора (невыгодно для смены колёс два раза в год). Недорогие устройства могут отработать до 40 часов, а значит их хватит на десять лет, чтобы менять колёса на своем автомобиле. Главное, выбирайте устройства с плавным пуском и смотрите, чтобы крутящий момент был не ниже 250-300 Нм.

Для небольшой мастерской лучше приобрести пневматический гайковёрт с крутящим моментом от 350 Нм с металлическим корпусом. Его мощности будет достаточно для зажима деталей без риска срыва резьбы. Подойдут инструменты с диаметром шпинделя 0,5 дюйма, предназначенный для соединения головок 8-32 мм. Этого достаточно для обслуживания многих авто.
Что ещё почитать