Они есть практически в любом современном автомобиле. Конечно, лучше никогда не испытать на практике, как они работают, но теоретическими знаниями обладать нужно.
Пневмоподушки входят в число самых действенных систем безопасности наряду с ремнями и системой динамической стабилизации. Но их возможности тоже ограничены. В частности, эйр-бэг может быть опасна для непристегнутых пассажиров. Более того, подушка может даже не раскрыться, если ремни не пристегнуты.
Кроме того, наибольшую эффективность эйр-бэги проявляют при столкновении на скорости не больше 60–70 км/ч (в таком режиме проводятся большинство краш-тестов). Поэтому чем выше скорость движения на момент ДТП, тем выше вероятность получения травм водителем и пассажирами автомобиля. Поэтому важно всегда соблюдать ПДД и не допускать превышения.
Как правило, количество айр-бэгов зависит от комплектации автомобиля. Например, владельцам некоторых отечественных моделей в начальных версиях приходится довольствоваться только подушкой безопасности водителя. Она размещается в корпусе рулевого колеса и срабатывает только в случае фронтального удара.
Айр-бэги могут быть установлены:
Как работают
В случае аварии датчики рассчитывают силу удара и, если это необходимо, дают сигнал пиропатронам подушек безопасности. Практически мгновенно airbag надувается, а спустя несколько секунд после срабатывания — сдувается.
Максимально эффективно подушки работают только в тандеме с ремнями безопасности. На большинстве современных авто датчики, отвечающие за раскрытие подушек, подтягивают ремни, чтобы зафиксировать человека.
Какая эффективность
Если водитель и пассажиры в машине пристегнуты на момент ДТП, пневмоподушка действительно может спасти жизнь. Совместное срабатывание ремней и эйр-бэгов способно предотвратить перелом шейных позвонков и уменьшает риск получения тяжелых травм, в том числе внутренних повреждений, равномерно распределяя силу удара по телу человека.
Если не сработает
Известны случаи, когда ДТП заканчивались смертельным исходом водителей и пассажиров из-за того, что подушка не раскрылась. В числе распространенных причин подобного явления — повреждение проводки, ошибки блока управления, недостаток мощности и даже старость самих подушек.
Не раскрывшаяся подушка безопасности может быть опасна для спасателей: когда те режут кузов для извлечения пострадавших из машины, она может внезапно сработать, что приведет к трагедии. Поэтому важно следить за состоянием всех систем защиты автомобиля.
Опасны ли
При неправильной эксплуатации эйр-бэги не только не спасут, но могут и покалечить. Дело в том, что подушка раскрывается со средней скоростью около 200 км/ч. Для непристегнутого человека это, в сочетании с инерцией от удара в результате ДТП, смертельно опасно.
При экстренном торможении машины, когда электронные системы посчитали аварию неизбежной, то раскрывается надувная подушка под подвеской.
Другая разработка инженеров — надуваемый металлический профиль в дверях. При аварийном режиме, пиропатрон мгновенно срабатывает и надувает «лонжерон» в боковых дверях автомобиля.