Средства защиты для водителей и пассажиров

Для чего нужны подушки безопасности в машине. Как работают на практике. Есть ли опасность для жизни. Для чего их располагают в дверях и под днищем.

Подушки безопасности

Они есть практически в любом современном автомобиле. Конечно, лучше никогда не испытать на практике, как они работают, но теоретическими знаниями обладать нужно.

количество подушек безопасности в салоне машины

Пневмоподушки входят в число самых действенных систем безопасности наряду с ремнями и системой динамической стабилизации. Но их возможности тоже ограничены. В частности, эйр-бэг может быть опасна для непристегнутых пассажиров. Более того, подушка может даже не раскрыться, если ремни не пристегнуты.

Кроме того, наибольшую эффективность эйр-бэги проявляют при столкновении на скорости не больше 60–70 км/ч (в таком режиме проводятся большинство краш-тестов). Поэтому чем выше скорость движения на момент ДТП, тем выше вероятность получения травм водителем и пассажирами автомобиля. Поэтому важно всегда соблюдать ПДД и не допускать превышения.

Фронтальные подушки безопасности срабатывают только при лобовом столкновении. Во всех остальных случаях, если на машине нет других систем защиты, риск получения травм, к сожалению, достаточно велик.

Где размещаются

Как правило, количество айр-бэгов зависит от комплектации автомобиля. Например, владельцам некоторых отечественных моделей в начальных версиях приходится довольствоваться только подушкой безопасности водителя. Она размещается в корпусе рулевого колеса и срабатывает только в случае фронтального удара.

обозначение размещения подушки безопасности на панели авто

Айр-бэги могут быть установлены:

  • в приборной панели для пассажира;
  • в дверях или над ними;
  • в стойках;
  • под рулем (коленная подушка);
  • в подлокотнике или боковинах кресел;
  • в спинках передних сидений.
В современных авто используются комбинированные решения. Например, над дверью выстреливает шторка для защиты головы, а из панели — подушка для защиты туловища и бедер.

Как работают

В случае аварии датчики рассчитывают силу удара и, если это необходимо, дают сигнал пиропатронам подушек безопасности. Практически мгновенно airbag надувается, а спустя несколько секунд после срабатывания — сдувается.

как срабатывают подушки в авто

Максимально эффективно подушки работают только в тандеме с ремнями безопасности. На большинстве современных авто датчики, отвечающие за раскрытие подушек, подтягивают ремни, чтобы зафиксировать человека.

Какая эффективность

Если водитель и пассажиры в машине пристегнуты на момент ДТП, пневмоподушка действительно может спасти жизнь. Совместное срабатывание ремней и эйр-бэгов способно предотвратить перелом шейных позвонков и уменьшает риск получения тяжелых травм, в том числе внутренних повреждений, равномерно распределяя силу удара по телу человека.

Важно помнить, что пневмоподушка — это вещь вспомогательная. Куда важнее для обеспечения безопасности водителя и пассажиров то, насколько хорошо поглощается и как распределяется сила удара по кузову автомобиля.

Если не сработает

Известны случаи, когда ДТП заканчивались смертельным исходом водителей и пассажиров из-за того, что подушка не раскрылась. В числе распространенных причин подобного явления — повреждение проводки, ошибки блока управления, недостаток мощности и даже старость самих подушек.

подушка и ремень водителя работают вместе

Не раскрывшаяся подушка безопасности может быть опасна для спасателей: когда те режут кузов для извлечения пострадавших из машины, она может внезапно сработать, что приведет к трагедии. Поэтому важно следить за состоянием всех систем защиты автомобиля.

Опасны ли

При неправильной эксплуатации эйр-бэги не только не спасут, но могут и покалечить. Дело в том, что подушка раскрывается со средней скоростью около 200 км/ч. Для непристегнутого человека это, в сочетании с инерцией от удара в результате ДТП, смертельно опасно.

По этой причине нельзя устанавливать на переднем сиденье детские кресла, если системой безопасности не предусмотрено принудительное отключение подушки.

Подушки в других местах

При экстренном торможении машины, когда электронные системы посчитали аварию неизбежной, то раскрывается надувная подушка под подвеской.

  1. Она приподнимает автомобиль примерно на 70-80 миллиметров
  2. Срабатывает аэродинамический тормоз.
  3. Результат — меньшие повреждения и лучшая защита пассажиров.
необычное расположение ПБ в салоне авто

Другая разработка инженеров — надуваемый металлический профиль в дверях. При аварийном режиме, пиропатрон мгновенно срабатывает и надувает «лонжерон» в боковых дверях автомобиля.

Плюсы надувного лонжерона — большая деформируемая зона при боковом столкновении и меньший вес двери, за счёт всего одного, но мощного надувного «лонжерона». В результате у водителя будет шанс получить меньше травм при боковом ударе авто.
Что ещё почитать