Активная и пассивная безопасность авто
Расскажем что такое активная и пассивная безопасность кузова машины. Какие системы включает. Какая толщина металла старых и современных автомобилей.
Пассивная безопасность
Это свойство уменьшать тяжесть ДТП. Она
обеспечивается:
- высокой прочностью кузова, исключающей его деформацию при авариях;
- ремнями безопасности;
- регулируемыми подголовниками, предотвращающих травмирование шеи человека от удара сзади;
- безопасными стеклами;
- травмобезопасным рулем;
- широкими дверями, создающими возможность выхода из потерпевшего аварию авто;
- огнестойкими материалами.
Особое внимание к
автомобильных стеклам, в том числе лобовому. В ходе удара лобовое стекло должно оставаться цельным, для чего применяется специальная технология при его изготовлении. А боковые стекла могут биться, но не должны оставлять осколков с острыми гранями, которые могут нанести существенный вред здоровью.
Кузов машины при аварии должен сохранять структуру целой. Педали не должны уходить в салон, рулевое колесо тоже, чтобы не травмировать грудную клетку водителя. После столкновения двери должны открываться легко, дверные замки не должны клинится, чтобы можно было достать пострадавших. Даже если автомобиль полностью разбит, силовая структура должна оставаться цельной, от этого зависит пассивная безопасность.
При создании новой машины закладывают пассивную безопасность также для пешеходов. При наезде на них, автомобиль не должен их сильно травмировать, а наоборот снизить последствия наезда. Поэтому запрещены «кенгурятники» спереди автомобиля. Капот делают со специальными пирапотронами, которые его приподнимают при наезде на пешехода.
Бампер делают из специальных материалов, которые не травмируют пешеходов.
Активная безопасность
У современных авто почти не осталось резервов для повышения пассивной безопасности, за счет применения новых материалов в структуре кузова. Например, 80 км/ч - это предел, при котором современный автомобиль оставляет неплохие шансы здоровому человеку. Дальнейшее развитие - за счет применения превентивных систем (автоторможение, предотвращение схода с дороги).
Активная безопасность кузова - это свойство предотвращать ДТП. Она обеспечивается:
- хорошей обзорностью при любых погодных условиях;
- защитой глаз водителя от ослепления солнечными лучами и светом фар;
- хорошей видимостью контрольных приборов, удобной посадкой, хорошей термоизоляции кузова;
- созданием нормального микроклимата внутри салона.
К активной безопасности относят всевозможные электронные помощники, которые облегчают вождение автомобиля. Такие как:
- систему АБС - предотвращает блокировку колес на скользкой дороге;
- систему курсовой устойчивости - не дает машине уйти в занос;
- системы автоторможения;
- системы EBD, BAS и многие другие.
Согласно европейской статистике аварийности, благодаря применению системы автоторможения удастся на 40% уменьшить риск получения травмы в ДТП. Даже простейшие системы автоторможения спасают жизни: если скорость перед ударом снизить на 5%, вероятность летального исхода снизиться на 25%.
Какая толщина кузова авто
Раньше, на автомобилях изготовленных в советский период, толщина была внушительной. Например, толщина днища у «Газ-21» составляла целых 2 мм. На современных машинах,
стандартная толщина кузова составляет от 0,6 до 0,8 мм, а толщина днища 0,9 мм. Это обусловлено тенденцией снижения массы авто за счет применения в структуре кузова высокопрочной стали и других легких и прочных материалов.
Так, на автомобилях бизнес и среднего класса применяют алюминий, который существенно легче стали. На машинах спорт класса применяют в структуре кузова магний, который при своем легком весе обладает большей прочностью, чем сталь. Единственный его недостаток - гораздо большая стоимость.
Толщина кузовных панелей не влияет на безопасность, как считают многие. Они используются для красоты и внешнего облика. На безопасность влияет силовая структура кузова. В её основе применение высокопрочных сталей, поэтому удается снизить массу машины и увеличить жесткость кузова на кручение.