Комбинезоны для гонщиков и автоспорта
Защита пилота в автоспорте максимальная: прочный каркас, шеститочечные ремни, специальные сиденья, системы и экипировка. Расскажем о комбинезонах для гонщиков. Делятся они на две группы: для картинга и «больших» автомобилей.
Комбинезоны для картингистов
Картинговый защищает пилота от «асфальтовой болезни», то есть от травм при опрокидывании машины или вылете из седла, что очень вероятно, ведь скорость мощного карта достигает 200 км/ч – притом, что пилот сидит на «бешеной табуретке», не пристегнувшись!
Для наружного слоя картингового комбинезона используют полиэстер либо фирменный материал кордура. Его отличают высочайшая износостойкость и прочность, но при этом он достаточно легкий. Внутренний слой выполнен из махровой ткани, впитывающей пот. Чтобы гонщик не варился в собственном соку, предусмотрены вентиляционные клапаны.
Предохраняя кожу, тонкий материал не в состоянии уберечь от травм суставов и костей. Поэтому
дорогие комбинезоны снабжены полистироловыми вкладышами в наиболее уязвимых местах: они защищают колени, бедра, локти, ключицы и позвоночник. Этим отличаются дорогие модели от бюджетных: вторые лишены встроенной защиты, и к ним придется дополнительно приобретать наколенники, налокотники, а при необходимости – своеобразный «спасжилет». Его функции те же самые: предотвратить травмы позвоночника, ключиц и грудной клетки.
Требования едины для всех картинговых комбинезонов. Если амуниция им соответствует, то в ней можно участвовать как в национальных соревнованиях, так и в мировых чемпионатах. Это справедливо для комбинезонов, предоставляющих защиту уровня 2.
Найти
маркировку с омологацией (официальным подтверждением, что комбинезон соответствует определенным требованиям) просто: нашивка с обозначением уровня защиты есть на рукаве и продублирована на воротнике, где соседствует с датами изготовления и завершения действия омологации. Этот период составляет пять лет, а затем нужно покупать новый, более современный «комбез».
Изделия эконом-класса, соответствующие Level 1, годятся только в национальных первенствах. Встретить комбинезон с такой нашивкой сложно: большинство новых моделей, даже начального уровня (и дешевых) – Level 2.
Комбинезоны для автоспорта
Комбинезоны для автомобильного спорта существенно отличаются от тех, что в картинге. В любом болиде, будь то формула или «кузов», пилот сидит пристегнутым. Вылететь он не может, потому защита от механических повреждений не важна. А при пожаре ему потребуется какое-то время, чтобы выбраться из машины.
Отсюда основная задача автомобильного комбинезона –
выдержать испытание огнем. По современным требованиям, он должен противостоять открытому пламени не менее 12 секунд и защищать от жара.
Гоночные комбинезоны
шьют из номекса - они обязательны во всех разновидностях автоспорта. Конечно, если бы речь шла лишь о сопротивляемости материала открытому пламени, лучшим вариантом оказался бы костюм пожарного. Но пилот должен иметь свободу движений и при этом не чувствовать дискомфорта. К списку требований добавляются легкость, эластичность и хорошая воздухопроницаемость.
Недорогие комбинезоны изготовлены из довольно толстой многослойной ткани. Они не подведут в огне, а с комфортом у них туго. Более продвинутые модели легче, тоньше и просто приятнее. Показателем качества служит плотность материала. В среднем она составляет порядка 460 г/м2, а у комбинезонов высокого уровня – всего 380 г/м2. Существуют, правда, более легкие разновидности: квадратный метр номекса с кевларовыми нитями – весит всего 298 граммов.
Дополнительный комфорт и
микроклимат внутри комбинезона создают специальные клапаны, пропускающие воздух. Расположены они под рукавами и поясом, а сделаны из эластичного номекса.
Еще один элемент на первый взгляд введен лишь для красоты, но в действительности очень функционален – погоны. Оказывается, это очень прочные петли: ухватившись за них, можно вытащить из кокпита потерявшего сознание или травмированного пилота. Как видим, в пошиве гоночной одежды мелочей не бывает.