Автомобильное ралли. Основы и как проходят

Авто ралли - соревнования на переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Расскажем что такое автомобильное ралли, какие бывают и как проходят.
Современные ралли подразделяются на любительские («чайные») и спортивные. Существуют ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся на двух основных видах.

Что такое любительское ралли

В любительских ралли могут участвовать все - от мастера спорта до «чайника», получившего права позавчера. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля.

Контроль времени

Перед стартом экипажам выдается легенда, представляющая стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги.

Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому.

Вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300 километрам, которые надо проехать за 600 минут, но маршрутный документ определяет, что 300 км разбиты на 3 участка - 100, 150 и 50 км - определенные как движение из точки 0 (0 км, старт) до КВ-1 (100 км) за 200 минут, из КВ-1 (сто км) до КВ-2 (двести км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до финиша (300 км) за 100 минут.

Точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается с нуля. Это называется переменным расписанием и по нему проводятся практически все ралли. За опоздание или опережение графика на каждом участке экипаж получает штрафные минуты, сложение которых определяет победителя - у кого «штрафа» меньше, тот выиграл.

В чем состоят соревнования между экипажами? Чтобы не происходило такого впечатления, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения.

Организаторы задают совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что надо проехать по запутанной дороге 88 км за один час! При этом не сбиться с неведомой тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться среди никуда не спешащих авто.

В этом расчет организатора - почти все «везут» опоздание, а следовательно разные результаты. В дополнение на трассах вводят новые усложнения.

Одним из них является контроль прохождения (КП). Это машина с судьями, стоящими на трассе между КВ и записывающих в контрольных картах всех проезжающих мимо гонщиков. Чтобы не поехали по «срезке», игнорировав указания легенды, желая сократить расстояние и среднюю скорость. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета.

Внезапный контроль времени (ВКВ)

Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов.

Получается, что опаздывать на ВКВ можно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся раньше намеченного времени (-10%) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от точки 3 до 4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30 км пути стоит ВКВ и, следую правилам, не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин - график, 3 мин - 10%). Если же, гонщики примчались на пункт ВКВ за 26 мин - они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу.

Вот такая математика, причем просчитывать все заморочки приходится в тесном, трясущемся автомобиле за короткий промежуток времени.

Что такое допы и какие бывают

Чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к поиску нужных направлений движения и соблюдению графика, организаторы придумали «разбавитель», который стал определяющим фактором соревнований. Изюминкой стали дополнительные соревнования, переименованные участниками в «допы». В ходе плавных перемещений устраиваются промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия «допов» велика и зависит лишь от затейливости руководителей.

Наиболее популярными в народе «допами» считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.

Особой сложностью отличаются «допы» на регулярность движения (РД), что выражается в изощренных заданиях. Суть в перемещении на неизвестное расстояние с заданной скоростью. Отклонение от режима, как в «плюс» или «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается в маршрутном листе или знаками на дороге.

Т.к. скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины».

Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа.

Особой любовью спортсменов пользуются слаломы. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам удивить местное население навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор. Выигрывает в слаломе в 99% из 100 тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию. И сами слаломы дают минимальное преимущество. Поэтому их относят к раллийному шоу.

Казалось бы, «чайные» авто ралли мероприятие скучное, но не пройдя через гонки трудно понять сущность этого вида автоспорта. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании ралли, то их хватает с избытком.

Что такое спортивные ралли

Они отличаются от «чайных» незначительно - те же, следующие друг за другом КВ, лишенные внезапного контроля времени, с «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница в «допах», т.к. только они определяют сильнейших.

Для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом» является Скоростной Участок (СУ), ради которого строятся супер машины и тратятся огромные деньги. Т.к. маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей.

Скоростной участок - это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться.

В спортивных ралли велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, а также перекрыто движение остальных машин.

При езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но техническое состояние раллийного автомобиля. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок и классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.

Простота спортивных ралли очевидна - не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».
Что ещё почитать