Автоспорт - что такое настоящее ралли
Расскажем про гонки - ралли машин. Как проходят соревнования по авторалли и чем отличаются. Информация для начинающих. Что такое контроль времени, маршрутный лист и допы для автогонок.
Что это такое
Авто ралли - это соревнования на переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Авторалли подразделяются на любительские («чайные») и спортивные. Существуют ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся на двух основных видах.
Что такое любительское ралли
В любительских ралли могут участвовать все - от мастера спорта до «чайника», получившего права позавчера. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля.
Контроль времени
Перед стартом экипажам выдается легенда - стенограмма маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги.
Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому.
Вся
трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300 километрам, которые надо проехать за 600 минут, но маршрутный документ определяет, что 300 км разбиты на 3 участка - 100, 150 и 50 км - определенные как движение из точки 0 (0 км, старт) до КВ-1 (100 км) за 200 минут, из КВ-1 (сто км) до КВ-2 (двести км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до финиша (300 км) за 100 минут.
Точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается с нуля. Это называется переменным расписанием и по нему проводятся практически все ралли. За опоздание или опережение графика на каждом участке экипаж получает штрафные минуты, сложение которых определяет победителя - у кого «штрафа» меньше, тот выиграл.
В чем состоят гонки
Чтобы не происходило такого впечатления, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания спортсменам любителям дополнительных трудностей. В «чайных» ралли применяются следующие усложнения.
Организаторы задают совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что надо проехать по запутанной дороге 88 км за один час! При этом не сбиться с неведомой тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться среди никуда не спешащих авто.
В этом расчет организатора автогонок - почти все «везут» опоздание, а следовательно разные результаты. В дополнение на трассах вводят новые усложнения.
Одним из них является
контроль прохождения (КП). Это машина с судьями, стоящими на трассе между КВ и записывающих в контрольных картах всех проезжающих мимо гонщиков. Чтобы не поехали по «срезке», игнорировав указания легенды, желая сократить расстояние и среднюю скорость. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета.
Внезапный контроль времени (ВКВ)
Это ловушка, выставляющаяся в виде судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов.
Получается, что
опаздывать на ВКВ можно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся раньше намеченного времени (-10%) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от точки 3 до 4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30 км пути стоит ВКВ и, следую правилам, не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин - график, 3 мин - 10%). Если же, гонщики примчались на пункт ВКВ за 26 мин - они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу.
Вот такая математика, причем просчитывать все заморочки приходится в тесном, трясущемся автомобиле за короткий промежуток времени.
Что такое допы и какие бывают
Чтобы задачи участников авторалли не сводились только к поиску нужных направлений движения и соблюдению графика, организаторы придумали «разбавитель», который стал определяющим фактором соревнований. Изюминкой стали
дополнительные соревнования, переименованные участниками в «допы». Устраиваются промежуточные заезды со своим стартом, финишем и очковым значением. Широта разнообразия «допов» велика и зависит лишь от затейливости руководителей.
Наиболее популярными в народе «допами» считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.
Особой сложностью отличаются «допы» на
регулярность движения (РД), что выражается в изощренных заданиях. Суть в перемещении на неизвестное расстояние с заданной скоростью. Отклонение от режима, как в «плюс» или «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается в маршрутном листе или знаками на дороге.
Т.к. скоростные участки в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на дорогах, организаторы придумали для спортсменов «допы».
Эти «допы» называются режимными гонками и представляют отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа.
Особой любовью спортсменов пользуются
слаломы. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам удивить местное население навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор. Выигрывает в слаломе в 99% из 100 тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию. И сами слаломы дают минимальное преимущество. Поэтому их относят к раллийному шоу.
Казалось бы, «чайные» авто ралли мероприятие скучное, но не пройдя через гонки трудно понять сущность этого вида автоспорта. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании ралли, то их хватает с избытком.
Что такое спортивные ралли
Они отличаются от «чайных» незначительно - те же, следующие друг за другом КВ, лишенные внезапного контроля времени, с «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница в «допах», т.к. только они определяют сильнейших.
Применяются слаломы, но
основным «допом» является Скоростной Участок (СУ), ради которого строятся супер машины. Т.к. маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей.
Скоростной участок - это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом и финишем отрезок КВ,
каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться.
В спортивных ралли велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, а также перекрыто движение остальных автомобилей.
Зачем гонщику стенограмма
Есть два типа пилотов. Первые нажимают на газ только после того, как услышат в наушниках куда идёт дорога. И если после подсказки штурмана «левый два» следует тишина, то гонщик отпускает «газ» и боится ехать на всю мощность.
А другие «позитивные» «валят» так и верят что каждый следующий поворот или трамплин можно проехать с максимальным «газом». Если штурман говорит «правый три», то пилот задумывается, стоит ли отпустить акселератор. Максимальная скорость - это есть суть авторалли в частности и автомобильный гонок в целом.
При езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но техническое состояние раллийного автомобиля. Поэтому все раллийные машины подразделены на
группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок и классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.
Простота спортивных авторалли очевидна - не опаздывай (и не опережай) и «гони со всех сил» на «допах».