Гоночный шлем для автоспорта

Расскажем какой должен быть идеальный шлем для автоспорта (кросс, картинг, кольцевые гонки и ралли). Его внутреннее строение, классификация и другие особенности.

Внутреннее строение

Современные шлемы многослойные. Внешний, самый прочный слой защищает голову пилота от контакта с элементами салона автомобиля и служит каркасом крепления второго слоя. Распространенным материалом внешнего слоя стала смесь карбона с фибергласом. Кевлар тяжел для шлема, а чистый карбон дорог и сложен для формовки. Но шлемы пилотов Формулы-1 делают из чистого карбона.

шлем для авто гонщика
В шлемах средней категории внешний слой необычен. Его плотность при толщине 4–5 мм меняется от более высокой снаружи к меньшей внутри. Сделано это для поглощения энергии при ударе – контакт головы со сверхтвердой «скорлупой» оболочки чреват тяжелыми последствиями. Но эта мера не спасла бы гонщика от тяжелого сотрясения мозга, не будь второго слоя – демпфирующего. Его толщина на порядок выше первого и составляет 40–50 мм.

Третий слой ближе всего к голове пилота – состоит из химического волокна «номекс». Его основное назначение – обеспечить гигиену и «антипригарные» свойства – материал прекрасно впитывает пот и практически не горит.

Открытые и закрытые шлемы

Шлемы различаются в зависимости от видов соревнований. Закрытый шлем предназначен для формульных классов. В картинге его применяют лишь в профессиональных классах из-за высокой цены. Для массового картинга по степени защиты и стоимости подходят мотоциклетные шлемы – их делают без применения высоких технологий (углепластика и «номекса»).

Для гонок в открытом кокпите крайне важна аэродинамика шлема, чтобы под напором набегающего воздуха он не задирал вверх голову или, наоборот, не прижимал, напрягая шейные позвонки и отвлекая от пилотирования. Все дорогие модели проходят испытания в аэродинамической трубе – идеально выверены и сбалансированы. Мало того, пилот с учетом особенностей болида может сам откорректировать аэродинамику шлема: установить дополнительные пластиковые спойлеры на затылочную часть или на уровне подбородка.

открытый шлем для гонок
«Закрытый» автомобильный шлем предполагает, что лицо пилота полностью защищено от внешнего воздействия. Перед глазами находится забрало – прозрачное, тонированное или со специальным напылением. Тот или иной цвет тонированных стекол поглощает «мешающие» частоты спектра при различном освещении.

Другие особенности

Полезное дополнение к стеклу – набор пленок, которые крепят к забралу, практически не снижающих его прозрачность. Цель их – защищать стекло от грязи и абразивного воздействия. По мере ухудшения видимости пилот попросту срывает внешний слой, и забрало вновь становится прозрачным. Обычно пленки применяют на мокрых трассах, но и в сухую погоду от них есть польза – повышают срок службы стекла.

Есть внутренние пленки. Они – против запотевания стекла, правда, не всегда нужны: у некоторых моделей специальные двойные стекла, изначально неспособные запотеть. Запотеванию препятствует еще и внутренняя вентиляция. Такая вентиляция необходима, чтобы поддерживать приемлемый микроклимат внутри «скорлупы».

Многие модели позволяют регулировать интенсивность циркуляции воздушных потоков внутри защитной оболочки, открывая или закрывая дополнительные отверстия на поверхности шлема. Ведь закрытые используют не только в формульных болидах, но и в кузовных классах.

современный гоночный автошлем
Раллийные шлемы от кольцевых отличает переговорное устройство для общения пилота и штурмана. Зачастую у шлемов с поперечиной, защищающей подбородок, прорезь больше, чем у аналогичных кольцевых: в ралли, где мелькающие перед глазами пейзажи, требуется больший угол обзора. Козырек, закрепленный над прорезью, защищает от прямых солнечных лучей.

Создатели шлемов озабочены дополнительным комфортом и правильной организацией внутреннего пространства. Чтобы сделать его максимально эргономичным, отдельные элементы выполняют легкосъемными. Меняя специальные подушечки, можно подогнать шлем под голову каждого гонщика. У изделий высокого класса для кросса и ралли – полностью съемный внутренний слой.

Хороший автошлем идеально сидит на голове, не отвлекая пилота от управления. Изделия уровнем пониже внешне не отличаются, но требуют более тщательной подгонки. Защитить голову гонщика стоит немало.
Что ещё почитать