Карбон для тюнинга машины. Для чего нужен?

В данной статье расскажем: что такое карбон, зачем применяется для тюнинга салона и внешнего вида автомобиля. Какая есть альтернатива (плёнка под карбон).

Что это такое?

Карбон - композитный материал. Он относится к классу углепластиков - материалов, объединяющих в себе несколько тысяч различных рецептур. Всех их роднит одно - наполнителем в них являются углеродные (графитные) частицы и волокна. Основу углетканей составляют нити углерода (углерод - это, к примеру, грифель карандаша). Только такие нити довольно тонкие. Сломать ее просто, но порвать нелегко. Из них шьются ткани, где углеродные нити скрепляются параллельно друг другу.

карбоновые детали в салоне автомобиля
Углепластик имеет выраженную анизотропию (разные свойства в разных направлениях), поэтому для получения прочной поверхности углеволокно приходится укладывать в несколько слоев, каждый раз меняя направление нитей. Скрепляются волокна смолами. Чтобы полностью использовать преимущества этих материалов, необходимо применять вакуумные технологии, термообработку и задействовать сложное оборудование, такое как автоклав.

Карбон на 40% легче стали и на 20% - алюминия. Углепластиковые детали легче и прочнее стеклопластиковых. Но парадокс: автолюбители полюбили карбон не за его выдающиеся свойства, а за оригинальный дизайн. Мода на карбоновые накладки пошла со спортивных машин, но там они имели четкое назначение: максимум прочности при минимальном весе.

Автопроизводители для автомобилей премиум сегмента используют углеволокно для снижения общей массы машины. Так, компания BMW для новой «седьмой серии» использует технологию Carbon Core, что позволило облегчить машину на 130 килограмм.

Настоящий карбон - действительно легкий, красивый материал. Учитывая характеристики, назвать его чисто декоративным сложно и стоит сказать о недостатках. Он имеет очень маленькое относительное удлинение, т. е. не растягивается. Хрупкость и боязнь точечных ударов делают его в определенной мере «нежным и ранимым». Чтобы изделие из карбона работало как надо, необходимо точно рассчитать множество параметров: толщину слоя, направление нитей углеволокна, количество смолы.

Как происходит процесс?

Плёнка для тюнинга салона и внешнего вида

Определение «под карбон» характеризует черно-серую «шахматку» - оригинальный рисунок. Пленок подобного вида появилось в продаже очень много. Главное их преимущество - низкая цена и доступность (продаётся в крупных авто магазинах, можно заказать по интернету любого цвета). Стоимость от 250 рублей за 1 п.м. плёнки шириной 1,52 м без отвода воздуха и от 350 - с отводом воздуха. Если нужна под алюминий или хром - то от 500 до 800 рублей. Например, на капот автомобиля нужно от 2 до 3 п.м., для крыши - до 5 п.м.

Для обклейки деталей салона нужно ещё меньше плёнки - достаточно одного-двух метров. Этого количества хватит, чтобы обклеить внешние детали машины (боковые стойки, зеркала), а также детали салона (дверные ручки, вставки на панели, бардачок). Смотрится не плохо, а соотношение полученный результат/деньги - минимальное.

блок кнопок стеклоподъемников в карбоне
Пленки бывают не только черного цвета, есть других цветов - белый, синий, красный, а также другие цвета. Если раньше в продаже они были только формата 3D с черной шахматкой, то сейчас набирает обороты пленка 4D (цена от 700 рублей за 1 п.м.) - которая наиболее близка по внешнему виду к настоящему карбону и обладает трехмерным рисунком.

Стоит сказать, что обклейка автомобиля плёнкой - не легкое дело. Особенно 4D материала. Нужен опыт, а иначе можно только всё испортить. Если детали с прямой формой без крутых изгибов обклеить не составит труда, то элементы со сложной геометрией - уже намного сложнее. Поэтому есть альтернатива - это аквапринт, покраска деталей обычной краской или жидкой резиной.

При тюнинге салона настоящий карбон применяется, хотя нечасто. Причина - высокая стоимость изготовления. Посудите сами, отделка настоящим углепластиком одной пластиковой детали обойдется не дешевле 5 - 10 тысяч рублей, а весь салон не дешевле 50 000 рублей. Этот вариант подойдет для владельцев премиум машин, кто не хочет иметь дело с дешевой пленкой и кому важно качество материала.
Что ещё можно почитать