Тюнинг системы зажигания автомобиля

Способы модернизации:
  • Установка на штатную контактную систему зажигания дополнительного блока управления.
  • Бесконтактная системы зажигания.
  • Установка на бесконтактную систему зажигания дополнительного блока управления.
  • Микропроцессорная системы зажигания.

Контактная система (КСЗ)

КСЗ штатно устанавливается на большинство авто. Преимущество - предельная простота и надежность. Внезапный отказ маловероятен, ремонт не сложен и не займет много времени. Основных недостатков три. Первое - ток подается на первичную обмотку катушки зажигания через контактную группу (КГ). Что накладывает ограничение на величину напряжения на вторичной обмотке катушки (до 1.5 кВ), а значит сильно ограничивает энергию искры.

Второе - необходимо периодически следить за зазором в КГ, за углом замкнутого состояния. Контакты надо периодически очищать поскольку они в процессе эксплуатации подгорают. Вал трамблера и кулачек распределителя необходимо после каждых 10 тыс. км. пробега смазывать. Третий недостаток - низкая эффективность при высоких оборотах двигателя связанная с "дребезгом" контактной группы.

При модернизации меняют элементы на более качественные и надежные. Заменить можно крышку трамблера, бегунок, контактную группу, катушку.

Можно установить блок зажигания "Пульсар". Один из недостатков КСЗ устраняется, поскольку ток для формирования высоковольтного напряжения подается на первичную обмотку катушки зажигания через мощные силовые цепи "Пульсара", а не через КГ. Что позволяет существенно поднять мощность искры. При этом КГ не подгорает. Но чистить придется, она начинает окисляться.

Бесконтактная система (БСЗ)

Штатно устанавливается на переднеприводные авто. Может быть поставлена на автомобиль оснащенный КСЗ - замена не требует дополнительных переделок.

Плюсы

Первое - ток подается на первичную обмотку катушки зажигания через полупроводниковый коммутатор, что позволяет обеспечить гораздо большую энергию искры за счет возможности получения большего напряжения на вторичной обмотке катушки зажигания (до 10 кВ).

Второе - электромагнитный формирователь импульсов, функционально заменяющий КГ и реализованный с помощью датчика Холла. Он реализует лучшую форму импульсов и их стабильность, причем во всем диапазоне оборотов двигателя. В результате двигатель с БСЗ имеет лучшие мощностные характеристики и топливную экономичность (до 1 л. на 100 км).

Третье преимущество - низкая по сравнению с КСЗ потребность в обслуживании. Нужно только смазывать вал трамблера каждые 10 тыс. км. пробега.

Минусы

Основной недостаток - низкая надежность. Коммутаторы часто выходили из строя после нескольких тысяч пробега. Был разработан модифицированный коммутатор. Он имеет лучшую надежность, но также низка. Поэтому в БСЗ не следует применять отечественные коммутаторы, лучше импортный. При отказе диагностика и ремонт сложны. Особенно в полевых условиях.

Модернизация БСЗ заключается в замене элементов на более качественные и надежные импортные. Заменить можно крышку трамблера, бегунок, датчик Холла, коммутатор, катушку. Систему можно модернизировать применением блока зажигания "Пульсар" или "Октан" для БСЗ.

Недостаток - обе системы не оптимально устанавливают угол опережения зажигания. Начальный уровень устанавливается вращением трамблера. После трамблер жестко фиксируется, а угол соответствует лишь составу рабочей смеси на момент установки. При изменении параметров топлива, воздуха, температуры и давления - параметры рабочей смеси могут меняться, причем существенно.

В результате начальный уровень установки зажигания не будет соответствовать параметрам смеси.

В процессе работы двигателя для оптимального сгорания рабочей смеси, требуется коррекция угла опережения зажигания. Автоматические регуляторы угла в этих системах, вакуумный и центробежный, грубые и примитивные устройства не отличающиеся стабильностью работы.

Минусом КСЗ и БСЗ является наличие электромеханического распределителя бегунок-крышка трамблера реализованного с помощью контактного уголька скользящего по вращающейся пластине. Это накладывает дополнительное ограничение на величину высоковольтного напряжения на свечах зажигания, особенно актуально для БСЗ.

Микропроцессорная система (МПСЗ)

Преимущества МПСЗ - улучшает оптимальное управление зажиганием в зависимости от частоты вращения коленвала, давления в впускном трубопроводе, температуры двигателя, положения дроссельной заслонки карбюратора. В системе отсутствует механический распределитель, поэтому высокую энергию искры.

Недостатки - в системе присутствует два сложных электронных блока выпускавшихся мелкосерийно.

При оценке перехода на МПСЗ следует учитывать, что для обеспечения оптимального управления зажиганием уровню самых простейших современных инжекторных систем, МПСЗ не хватает датчика детонации, массового расхода воздуха и датчика состава сгоревшей смеси. Поэтому система неполноценная.

Модернизация по надежности невозможна, поскольку основные узлы уникальные. Тюнинг с целью оптимизации осуществляется подбором программного обеспечения (прошивок) под свой двигатель.

Блоки управления Пульсар и Октан

Блоки управления зажиганием Пульсар, вне зависимости от назначения - для КСЗ или БСЗ, состоят из самого блока и выносного пульта. Наиболее интересными возможностями является функция "октан-коррекции" и т.н. "резервный режим". Функция "октан-коррекции" реализована за счет корректировки начального уровня опережения зажигания (УОЗ) из салона автомобиля с помощью пульта.

На самом деле с помощью пульта упрощенно регулируется запаздывание сигнала с датчика положения коленвала (контактной группы для КСЗ или датчика Холла для БСЗ).

Запаздывание в Пульсаре никак не связано с оборотами двигателя, т.е. регулировка запаздывания не является регулировкой УОЗ. Поэтому польза от такой "октан-коррекции" сомнительна. За исключением случаев периодического использования бензина с разными октановыми числами. Т.е. если УОЗ начально установлен на 95-ый бензин, то при заправке 76-ым действительно можно с помощью пульта, из салона, убрать детонацию не залезая под капот.

"Резервный режим" предназначен для обеспечения работы двигателя авто при выходе из строя датчика положения коленвала. Работает с помощью простейшего генератора импульсов. В этом режиме непрерывно генерируются кратковременные импульсы, которые формируют множественные высоковольтные импульсы (искры) на той свече, на которую повернут бегунок. Один из импульсов с высокой вероятностью обеспечит воспламенение смеси в соответствующем цилиндре, но даже о минимальной стабильности работы двигателя говорить трудно.

Пульсары выполнены неудачно, корпус громоздкий и имеет несколько больших отверстий снизу. Под корпус будет попадать влага и грязь, а плата не защищена внутри ничем, что не позволяет надеяться на нормальную надежность и долговечность.

Развитием Пульсара является "Силыч". Он оснащен датчиком детонации, который должен делать корректировку УОЗ. Принцип коррекции УОЗ подобен Пульсару, т.е. практически не зависит от оборотов. Поэтому корректировка УОЗ далеко не оптимальна. Конструктивно "Силыч" подобен Пульсару, т.е. надеяться на нормальную надежность и долговечность не стоит. Правда встречаются "Силычи" с импортными элементами, что положительно влияет на надежность.

Сравнительные параметры

Параметр Единицы
измерения
Классическая Бесконтактная
Время нарастания вторичного напряжения с 2 до 15 кВ
мкс

30

20
Энергия искрового разряда мДж 20 60
Длительность искрового разряда мс 1,5 2
Вторичное напряжение max кВ 26 29,5
Что ещё почитать