Увеличение объема двигателя машины
Расскажем как можно увеличить объем двигателя автомобиля и поднять его мощность и крутящий момент (3 простых способа). Какие бывают нюансы и минусы данных решений. Что лучше выбрать для тюнинга машины.
Какие способы бывают
- Увеличить диаметры цилиндров (более «народный» и дешевый) путем расточки блока или гильз цилиндров и установки других комплектов поршней и колец. Двигатель получается более верховой, т.к. диаметр поршня увеличили, а ход поршня остался на прежнем уровне. Соотношение диаметра поршня к ходу цилиндра сместилось в сторону увеличения диаметра цилиндра. Такая схема подходит для увеличения рабочих оборотов двигателя. Мощность и крутящий момент увеличивается за счет увеличения поверхности поршня на которую воздействует давление, образуемое при сгорании топлива.
- Увеличить ход поршня (более дорогой) – замена штатного коленвала на более длинноходный, имеющий больший радиус кривошипа. Больше ход поршня – больше объём. Достигается установкой новых поршней со смещенным отверстием вверх, под поршневой палец или установкой более коротких шатунов.
- Замены блока цилиндров на более высокий. Двигатель получается более низовой и с большим крутящим моментом в рабочем диапазоне оборотов. Прибавка мощности и крутящего момента достигается за счет увеличения рычажности коленчатого вала. Необходимо учитывать что при установке длинноходного коленвала увеличиваются углы работы шатуна. Это значительно уменьшает ресурс шатунно-поршневой группы при очень длинноходном коленвале.
- Сочетание обоих способов. При увеличении диаметра цилиндров и увеличении хода поршня можно максимально увеличить рабочий объем двигателя. Хотя это очень дорогостоящий вид тюнинга, но происходит заложение фундамента под дальнейшее модифицирование двигателя.
Какие нюансы
- При увеличении объема ресурс практически не изменяется, т.к. не увеличивается литровая мощность двигателя.
- Двигатель станет более «прожорливым» (расход топлива увеличится).
- Крутящий момент увеличивается во всем диапазоне оборотов, двигатель становится более тяговитым и может эксплуатироваться на меньших оборотах.
- Появляется больший резерв мощности для дальнейшего тюнинга.
- При увеличении объема система впуска и выпуска не будет хорошо справляться с наполнением цилиндров и отведением выхлопных газов. Понадобится перенастройка. Двигатель становится более низовым, т.к. на высоких оборотах система впуска не будет успевать полностью наполнять цилиндры.
- Установленный верховой распредвал сместит ниже пик максимального момента.
- Растачивая цилиндры под максимально возможный диаметр поршней, вы соглашаетесь, что проведенная модернизация автоматически становится последним капитальным ремонтом силового агрегата.
Какие минусы
Рост рабочего объема двигателя не всегда самый выгодный способ форсировки. Иногда, в зависимости, что хотите получить от мотора автомобиля, выгоднее доработать головку блока цилиндров с установкой подходящего спортивного распредвала или проведения чип-тюнинга. И после этих операций «снять» большую мощность с силового агрегата.
Чтобы возможности распредвала раскрылись,
необходима доработка ГБЦ, зачастую серьезная. Кроме того, нельзя забывать про впускные и выпускные каналы, по которым топливно-воздушная смесь поступает в цилиндры, а отработанные газы «вырываются» с большой скоростью – их необходимо дорабатывать, увеличивая до определенных пределов их сечение.
Замена гильзы цилиндров для увеличения объёма отрицательно скажется на ресурсе двигателя мотора, но, например, для гонщиков это имеет меньшее значение, чем для рядового автолюбителя.
Кроме ГБЦ, большое влияние на характер мотора авто оказывает
«геометрия» блока цилиндров. Также на характер будущего мотора влияют
типы поршней и их форма, весовые характеристики коленвалов. Существует такое понятие, как отношение длины шатуна к ходу поршня. Эта характеристика и ход поршня существенно влияют на мотор: ведь по сути, ДВС – это насос, который прокачивает определенный объем смеси воздуха с топливом за нужный промежуток времени.
Для проведения предварительных расчетов увеличения объема двигателя можно воспользоваться онлайн калькуляторами. Подставив в нужные «окна» все технические характеристики деталей, которые планируете установить (ход и диаметр поршня, длину шатуна, толщину прокладки, количество цилиндров), вы получите величину рабочего объема модернизированного двигателя и степень его сжатия.