Тюнинг трансмиссии автомобиля
Расскажем как сделать тюнинг трансмиссии автомобиля самому. Что дает изменение главной пары и применение коммерческих рядов в коробке передач.
Для чего делается
Даже со слабым мотором машина может быть быстрой из-за правильно подобранных передаточных чисел. Для наилучшего разгона автомобиля трансмиссия должна позволять мотору дольше работать в «правой» зоне тахометра. Для этого нужно, чтобы передаточные числа коробки были
близки друг к другу. Тогда при переключении «вверх» обороты упадут не сильно, мотор вновь окажется «в моменте» и сможет резко ускорять авто.
«Близкие» ступени коробки помогут при переключении «вниз»: даже на высокой скорости можно включить пониженную передачу и сделать разгон более интенсивным, не рискуя при этом выскочить в красную зону на
тахометре.
Ряды передаточных чисел стандартных коробок
имеют огромные «дыры» между соседними ступенями. Например, у многих машин большая разница между передаточными числами первой и второй ступеней, в результате чего страдает синхронизатор. Достается и водителю: чтобы обеспечить автомобиль приемлемым запасом тяги после переключения на вторую передачу, нужно еще на первой хорошенько его «выкрутить».
Как с этим бороться? Выход один: сохранив корпус коробки, заново изготовить оригинальные валы и шестерни.
Применение тюнингового рядов
На рынке есть многочисленные варианты тюнинговых (коммерческих) рядов, разработанных с использованием спортивного опыта. Их предлагается множество: «шестой», «восьмой», «одиннадцатый». Отличаются они передаточными числами. Например, «восьмой» и «двенадцатый» ряд близки к серийному и с слегка
форсированными моторами неплохо подходят для динамичной езды.
Другое дело — «шестой» и «седьмой». Оба имеют шесть ступеней, прекрасно согласуются с «заряженными» двигателями и позволяют выступать в гонках.
Все тюнинговые ряды строятся по одному принципу. Низшие передачи существенно «длиннее», т.е. более скоростные чем у серийных коробок. Высшие — «короче» и ближе друг к другу. Такой подбор передаточных чисел усложняет процесс трогания с места, зато поведение автомобиля меняется: уже на первой-второй, «выкрутив» мотор до отсечки, можно разогнаться до скорости, где будут уместны четвертая и пятая передачи.
Изменение главной пары
Передаточное число коробки передач - отношение числа зубьев ведомой шестерни к числу зубцов ведущей шестерни. Чем оно выше, тем передача «короче» и «мощнее», т.е. мотор быстрые набирает обороты, набор скорости происходит стремительно, но возникает необходимость в частом переключении передач. Как следствие - снижение максимальной скорости на данной передаче.
Первое средство повышения разгонной динамики авто -
изменение передаточного числа или, как принято говорить, «укоротить» или «удлинить» главную пару автомобиля. На большинстве современных легковушек передаточное число главной пары колеблется от 3,7 до 4,3.
Более «короткая» пара улучшает динамику машины. Например, установка главной пары 4,1 или 4,3 превращает стандартный авто (стоковая - 3,7) в автомобиль с пушечной динамикой. Расплата за это - приходится часто перебирать рычагом переключения передач, зато на светофоре и при любом маневре автомобиль - первый. «Длинная» пара (3,7 - 3,9) - повышает максимальную скорость, но страдает разгон.
Любопытно, что чем больше передаточное соотношение, тем пара считается «короче», а чем оно меньше - тем «длиннее». Так говорят потому, что с короткой парой короче разгон на каждой передаче (но меньше предельная скорость).
На гоночных автомобилях используются главная пара 4,7; для участия в автокроссе - 5,1. Если важен разгон - следует выбирать главную пару «покороче». Но езда на трассе будет невыносимой. Потому, что снизится максимальная скорость и при 5000 оборотах будете ехать на «пятой» передаче всего 120-140 км/ч. Для любительского
тюнинга подойдут главные пары от 4,1 до 4,3, которые дают оптимальный баланс разгонной динамики и максимальной скорости.
Можно собрать гоночную кулачковую «шестиступку». Такая коробка позволяет гонщикам переключаться без выжима сцепления и существенно сокращает время разгона. Но чтобы ездить на «кулачке» нужно уметь ей пользоваться. И шумит она сильно — примерно как серийная без масла.