Разделы сайта

Лучшие статьи

ГлавнаяТюнинг автомобилейРазное про тюнинг

Что такое авто ралли - любительские и спортивные?



Ралли - самый близкий к реальной жизни вид автоспорта
Авто ралли - это соревнования на регулярность движения. Другими словами - это переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Появление спортсмена в конечном пункте раньше или позже регламентированного времени - одинаково плохо. “У!”, - скажете вы, - “ что ж тут сложного?». Не торопитесь с выводами...

Современные ралли подразделяются в свою очередь на любительские («чайные») и спортивные. Существуют еще ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя, скорее, смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся только на двух основных соревнованиях.

Любительские («чайные») ралли

В «чайных» ралли могут участвовать все, кому не лень - от мастера спорта до махрового «чайника», получившего права позавчера, после третьего захода на экзамен. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля, соответствующего требованиям ПДД.

Перед стартом ( а не заранее!) таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги и не уехать в тьму-таракань. Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому. Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка - 100, 150 и 50 км - определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут. При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется - переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли. За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя - у кого «штрафа» меньше, тот и выиграл.

На первый взгляд все настолько просто, что становится непонятно - в чем собственно состоят соревнования между экипажами? Действительно, прибывай себе во время на очередной КВ, получай «ноль» штрафа и... А если все гуртом начнут ездить в нули? Что тогда? Все станут чемпионами?! В принципе - да станут, но чтобы не происходило таких казусов, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания бедным спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения, без которых определение победителя постоянно определялось бы жребием в виде короткой спички или подбрасывания вверх монеты.

Трассу ралли делают образованные люди, владеющие калькулятором и компьютером так же филигранно, как японский повар из “хибачи” ножами и вилками.

Поэтому часто, не мудрствуя лукаво, они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться не в гордом одиночестве, а среди никуда не спешащих дачников с прицепами и женой на правом сиденье, тыкающей мужа пальцем в бок при любом совершаемом маневре...

Любительские раллиДаже начитавшись флеймов в соотвествующих конференциях www.auto.ru, где у отдельных виртуальных гонцов «средние сдельные» приближаются к средним скоростям Гран При в Имоле, сомневаюсь, что такое многим под силу. Но в этом и расчет организатора - почти все «везут» опоздание, а следовательно и разные результаты. Однако, этих издевательств над спортсменами и их машинами оказывается мало и в дополнение на трассах вводят новые усложнения.

Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета и дальше могут кататься только самостоятельно.

Однако, полным издевательством, придуманным для того, чтобы заплатившим стартовый взнос автомобилистам было что вспомнить впоследствии самыми изысканными народными междометиями, бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой состоит в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов. Переводя на русский язык получается, что опаздывать на ВКВ можно сколько душе угодно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся в этом пункте раньше намеченного времени (-10% от него) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от КВ-3 до КВ-4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30-м км пути стоит ВКВ и, следую правилам, вы не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин - график - 3 мин (10%)). Если же, гонщики примчались, вытаращив глаза на пункт ВКВ за 26 мин. - они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу по всей гонке (впрочем, не всегда штраф составляет очко за секунду, но это обговаривается заранее). Вот такая высшая математика, причем просчитывать все эти заморочки приходится сидя не за «пентиумом» в кабинете, а в тесном, трясущемся и темном автомобиле за короткий промежуток времени...

Впрочем, мучения наивных раллистов, чьи внутренности буквально переворачиваются в сладострастной истоме во время просмотра по телевизору фантастических по красоте и невероятных по технике исполнения контрсмещений и дрифтов Мякиннена и Сайнса, на этом далеко не заканчиваются. Чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к лихорадочному поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика организаторы ралли придумали «разбавитель» основной идеи этого вида спорта, который в конце концов постепенно сожрал эту самую основу, став, пожалуй, главным определяющим фактором соревнований. Могильщиком раллийного устава стали дополнительные соревнования, сразу переименованные участниками в «допы». Суть данных вливаний в раллийную канву состоит в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли, слегка остуженной правилами соревнований.

Наиболее популярными в народе допсостязаниями по праву считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.

Особым цинизмом по отношению к участникам отличаются «допы» на регулярность движения (РД). Это выражается в изощренных головоломных заданиях и совершенно дурацких правилах. Сущность данного подлинного издевательства над человеческой личностью заключается в постановке задачи перемещения на неизвестное расстояние (старт РД есть в легенде, а финиш - отсутствует) с заданной скоростью. Отклонение от этого режима, как в «плюс», так и в «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается или в маршрутном листе или просто знаками на дороге. Второй принцип является наиболее гадким, так как заставляет гонщиков судорожно дрыгаться, постоянно пересчитывая и корректируя движение для сохранения своей средней скорости в более-менее сносном режиме, причем самым неповторимым аксессуаром этих потуг является вид самих гонщиков, ползущих по трассе со скоростью 30-40 км в час в наглухо застегнутых, согласно правил проведения любых «допов», шлемах под удивленными взглядами робко обгоняющих их дачников с бочками и холодильниками на багажниках. И хотя основные нагрузки переживает штурман, вынужденный постоянно, рискуя завернуть мозги в раскоряку, пересчитывать и контролировать скорость хода, но тоска от «привезенных» на финиш минут и секунд целиком распространяется и на пилота.

Так как подлинные скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины», позволяющие считать их перемещения в пространстве не уделом большеголовых математиков с калькулятором и секундомером в руках, а приобщением к скорости. Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют из себя отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное организаторами количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, запрещающие изначально задавать такой темп, при котором спортсмены будут вынуждены превышать скоростной режим, предусмотренный на этом участке дороги ПДД, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа, чтобы хоть как-то компенсировать унижения, полученные на «математических олимпиадах» по регулярности движения.

Особой любовью спортсменов, участвующих в «чайных» ралли пользуются слаломы. Эти «допы» устраиваются, как правило, при большом скоплении слегка и изрядно подвыпившего народа на улицах и площадях городов и поселков. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам вдоволь поудивлять местное население специфическими навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор, и это при том, что выигрывает в слаломе в 99-ти случаях из ста тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию, да и сами слаломы (если, конечно, не заблудиться) дают обычно минимальное преимущество. Поэтому их в большой степени можно отнести к раллийному шоу.

Иногда устроители ралли дают «поиграть моторам» в спринте - гонке на короткое расстояние с места или в подъемах на холм - гонкам в гору.

Казалось бы, «чайные» ралли мероприятие скучное и больше напоминает смесь езды в родную деревню с одновременными бухгалтерскими расчетами, но не пройдя через эти мытарства трудно понять сущность этого вида автоспорта. Многие «раллисты-любители» давно заменили примитивные спидометры на ноутбуки, а «чайный» автомобиль все больше снабжается не с убогого рынка запчастей, а из закромов спортивных боксов. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании таких соревнований, то их хватает с избытком.

Спортивные ралли

Именно эти ралли называют «Королевой автоспорта». Думается это справедливо. Отдавая должное зрелищности автокросса, кольцевых гонок и прочих гонок в «замкнутом пространстве», нельзя не заметить их оторванности от «жизни», узкоспецифическую подготовку машин, однобокость приемов вождения... Спортивные ралли удивительным образом совместили в себе все виды автоспорта, а по степени приближения к реальным условиям не имеют себе равных. Разумеется стандартная Subaru или Toyota - жалкое подобие тех монстров, которые выходят на старт Чемпионатов мира и Европы, но все же они сопоставимы друг с другом куда больше, чем болид F1 с дорожным автомобилем или кроссовые багги с джипом. Кроме того, нельзя забывать, что новейшие технологии, родившиеся в недрах лабораторий, строящих раллийные машины часто почти без изменений переносятся на серийные образцы. Вспомните дисковые и вентилируемые тормоза, газовые амортизаторы, защиты поддона картера, легкосплавные диски, рулевые рейки и т.д, и т.п. до бесконечности...

То же самое относится и к подготовке водителей. Раллийный пилот одинаково уютно чувствует себя и на асфальте, и на гравии, и на снегу, и на льду, и в песке, и в лужах... Такой универсальностью (а чем, как не ей определяется мастерство водителей в целом?) не обладают ни бесстрашные «формульные» гонщики, ни отчаянные «кроссовики».

Спортивные раллиПо своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно - те же, следующие друг за другом КВ, лишенные, правда, коварного внезапного контроля времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших. Здесь тоже иногда, для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом», ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги является Его Величество Скоростной Участок (СУ).Так как маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли очень редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей. Скоростной участок - это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом (в большинстве случаев он совмещен с КВ и время на следующий КВ отсчитывается от старта СУ, а не от времени предыдущей отметки на КВ) и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена не ПДД, а только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться в автомобиле по грешной земле. Чтобы после каждого ралли вместе с награждением победителей параллельно не проходили траурные церемонии по поводу безвременно погибших спортсменов, в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, вместе со многими специальными техническими компонентами обговоренными в правилах FIA, а также перекрыто все встречное, параллельное и любое другое возможное движение остальных транспортных средств.

Совершенно ясно, что при езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но и тот омологированный кусок железа, в котором они находятся. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок серийного пращура и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.

Простота спортивных ралли очевидна - не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».

Просто, но сколько для этого нужно потратить физических и моральных сил, выдержать насмешек непосвященных, закрутить гаек и болтов, пробить бюрократических бастионов, наездить сотен тысяч километров, преклонить голов перед спонсорами, поиметь неудач и поражений...



Статьи по теме:

Copyright © 2006 - 2014 АвтоМастер. При любом использовании материалов сайта, активная ссылка на http://amastercar.ru обязательна
Главная · Обратная связь · Реклама