Что такое драг рейсинг

Драг рейсинг - это гонки автомобилей на 402 метра. Расскажем какая техника используется на дистанции в четверть мили. Всё про техническое оснащение машин. Как проходят соревнований драгстеров.

Автомобили для гонок

Самый скромный класс в драг-рейсинге – юниорский. Уменьшенные копии настоящих драгстеров оснащены двухтактными моторчиками. Далее следуют автомобили со стандартными кузовами под общим названием – Super Street (время на преодоление трассы – от 10 секунд). Они разбиты на подгруппы в зависимости от степени переделок и форсировки.

wheelie bar сзади машины
Сзади используется wheelie bar. Это конструкция с маленькими колесиками в самом конце, которая крепится к корме болида и помогает предотвратить сильный отрыв передних колес или опрокидывание при старте, направляя весь момент двигателя на ускорение.
Королевские классы – драгстеры Top Methanol и Top Fuel. Огромные задние колёса и почти велосипедные передние, клиновидные длинные кузова, мощные антикрылья и огненный выхлоп. Мощность этих «зверей» – до семи тысяч, а пять секунд для них – будничная норма. Скорость на финише – 480–490 км/ч.

Какая используется техника

Самый важный критерий в гонке - надежность. За весь сезон автомобиль не пробегает сотни километров и ресурс мотора рассчитывают на эту дистанцию. Важно соблюдать баланс между надежностью и мощностью, ведь отдача должна быть максимальной. Даже самые обычными с виду серийные машины выдают до 900 л.с.

двигатель для драгстера
В двигателе авто (не обязательно базовый, а специально изготовленный) модифицируют всё, что только можно, ставят мощные турбины и топливную систему увеличенной производительности. Сам блок выточен, а не отлит из куска алюминия - это делается в угоду о весе авто и температурном режиме. Плюс закись азота, которая добавляет несколько сотен лошадиных сил. Это чревато перегревом и выходом мотора из строя, но чего не сделаешь ради победы.

Например, V-образная «восьмерка» от «Крайслера». Изначальный рабочий объем 6980 см3 увеличен до 8193 «кубиков». На рабочих оборотах (около 11 000 об/мин) мотор требует 1800 л воздуха в минуту. Во впускном коллекторе возникает гигантский перепад давления, что приводит к его сильному охлаждению. Заслонка в корпусе воздухозаборника мгновенно покрывается инеем, и возникает риск заклинивания. Чтобы избежать этого, перед стартом заслонку обрабатывают антифризом.

можно заливать любое топливо
Технические требования разрешают любое жидкое топливо, только категорически запрещены нитрометан, оксид пропилена и гидразин.
Еще одна особенность мотора – отсутствие системы жидкостного охлаждения. Двигатель работает без антифриза, тосола или воды. Для охлаждения масла также не применяются дополнительные радиаторы. Дело в том, что качестве топлива используется метанол, который сгорает при более низкой температуре, чем бензины и меньше греет мотор: температура выхлопа составляет около 700°. Поэтому за время прохождения дистанции в 402 метра двигатель не успевает перегреться. И это позволяет неплохо сэкономить на весе авто.

Огромное значение имеют шины. Чтобы передать весь крутящий момент и мгновенно тронуться с места, полноценно реализуя имеющуюся мощность, необходимы очень широкие колеса. В дрэгстерах с приводом на заднюю ось используют шины низкого давления с мягким бортом. Такие покрышки предназначены только для заездов по прямой: на нагрузку при повороте они не рассчитаны и могут легко замяться, став причиной переворота машины.

шины для дрэгстеров
При резком старте с места такие шины деформируются и «подминаются», не совершая при этом пробуксовки. После молниеносного старта воздух внутри них расширяется, и давление сильно увеличивается относительно изначального, составляющего всего около 0,4 атмосферы.

Передние шины очень узкие – полноценное управление от них не требуется, нужно напротив, максимально снизить трение и не терять на нем время во время гонки. В самых топовых дрэговых классах типа Top Fuel на передней оси можно наблюдать буквально «велосипедные» колеса, способные лишь направить автомобиль по заданной траектории.

задние колеса авто намного шире передних
Подвеска на дрэг-мобилях оригинальная. Тщательно подбирают рычаги, пружины и амортизаторы - для ограничения хода и жесткости подвески. Машина не должна просаживаться на старте. Угол поворота рулевой колонки минимальный, доходит лишь до 40°. Задача - удержать машину на прямой, а не управляемость в виражах. Между гонками эти автомобили передвигаются только на прицепах.

Задние тормозные диски (у драгстеров спереди тормозов нет) из углепластика, привод – ручным рычагом. Основная тормозная система – два парашюта, расположенные в хвостовой части. Они обеспечивают замедление до 5g – сопоставимо с разгоном. Для предотвращения пробуксовки мощность от двигателя передается на колёса сзади через сложный механизм сцепления.

парашют для дрегстера
После каждого заезда наиболее мощные драгстеры обязательно тормозят при помощи парашюта, т.к. стандартная тормозная система не может быстро затормозить с очень высоких скоростей.
Свобода технического творчества настолько широка, что у пилотов велик соблазн соорудить нечто необычное, что даст нереальный эффект. От серийной машины остается только кузов, да и тот частенько самодельный. Но если машина представляет угрозу и сделана не по правилам, то её запретят участие в соревнованиях прописав термин «опасная конструкция».

Как проходят гонки

Пилот готовится к заезду 30 минут. Только чтобы правильно усесться в кокпите, требуется минут десть. Пилот, одетый в гоночный комбинезон, пристегивается «пауком» из пяти ремней, шлем гибко фиксируется, а шею защищает специальный хомут. Руки закрепляют ремнями.

На старте драгстер заводят. Дают полминуты на прогрев. Когда двигатель прогрелся, пилот выполняет отжиг – «ритуал» для прогрева шин. Он выключает противобуксовочное устройство и коротко жмет на газ: задние шины срываются в пробуксовку, трассу заволакивает черный дым резины, а драгстер улетает вперед метров на тридцать. После отжига механики откатывают снаряд обратно на стартовую линию.

Огни гаснут. Из выхлопных труб драгстера летят струи пламени. Задние «слики» заметно увеличиваются в диаметре, а их борта под воздействием вращающего момента покрываются складками. Первые 100 км/ч драгстер набирает за 0,7 секунды, пройдя дистанцию 10 метров – чуть больше своей длины. Через три секунды после старта скорость достигает 300 км/ч и продолжает расти.
Что ещё почитать