Что влияет на расход топлива авто

Большая доля мощности мотора уходит на преодоление сопротивления «воздушных масс». Рассмотрим аэродинамическое сопротивление автомобиля, а также влияние груза и состояния машины на расход топлива.

Влияние аэродинамики

Воздух обладает ощутимой плотностью: более килограмма на кубометр. Сила аэродинамического сопротивления увеличивается по квадрату скорости, соответственно растет расход топлива.


Влияние груза, аксессуаров и состояния авто на аэродинамическое сопротивление. Зеленый цвет – сопротивление ниже, красный – выше: 1 – бокс, багажник с вещами; 2 – люк в крыше; 3 – открытые окна; 4 – спойлер; 5 – антикрыло; 6 – длинномеры в открытом багажнике; 7 – увеличенный клиренс; 8 – отсутствие колпаков колес; 9 – накладки порогов; 10 – нарушение расположения элементов под днищем; 11 – уменьшенный клиренс; 12 – гладкие колпаки колес; 13, 14 – передний аэродинамический обвес; 15 – «кенгурятник»; 16 – дополнительные фары; 17 – «мухобойка»; 18 – закрытые окна.
На автомобилях среднего класса с двигателем 1,3-1,6 литра при снижении скорости движения со 130 до 120 км/ч расход топлива падает на 15%. А разница во времени на 100 км пути – менее четырех минут. Так что, если топливо на исходе – снижайте скорость до 60–80 км/ч. В этом режиме даже "классика" с квадратным кузовом потребляют менее 6 л/100 км.

Увеличить расход помогают шины пошире (увеличивают площадь сопротивления), а также «люстра» (фары на крыше машины), «кенгурятник» и антикрыло. Сжигают лишний бензин открытые окна, люк на крыше, «мухобойки» на капоте.

Прицеп или бокс на крыше

Скорость – далеко не единственное, что влияет на «аэродинамический» расход. Он ещё зависит от коэффициента лобового сопротивления – коэффициента Сх, и от площади проекции автомобиля. Изменить оба фактора под силу владельцу, причем в лучшую или худшую сторону. Быстрее всего опустошает топливный бак верхний багажник или пластиковый бокс, несмотря даже на «аэродинамическую» форму. Велосипед или лыжи на крыше тоже потребуют «литр на сотню».

Если часто приходится возить груз на крыше, подумайте о прицепе: по сравнению с загруженным багажником он почти не увеличивает аэродинамическое сопротивление. Если без багажника не обойтись, помните, что расход на трассе будет как у «Газели»! Велосипеды также лучше перевозить сзади. Длинномеры постарайтесь разместить в салоне, сложив заднее сиденье авто, а не возить в приоткрытом багажнике.

Смотрим снизу

Немалый резерв экономии скрыт под днищем автомобиля. Многие неоригинальные глушители – нередко провисают чуть ниже. «Чуть» к расходу топлива добавляют оторванные пластиковые кожухи на днище, еще немного – потерянные колпаки колес. А любителям задирать кузов – отдельный счет, готовьтесь к увеличенному расходу горючего.

В малом коэффициенте Сх немалая заслуга низкой посадки. Уменьшают клиренс автомобиля для лучшей устойчивости и хорошей аэродинамики.

Заделываем щели

Снижению расхода топлива способствует грамотный аэродинамический «обвес». Низкий передний бампер и его юбка отсекает поток под днищем авто, накладки порогов сглаживают выступание колес, а спойлер организует поток – не позволяет возникать мощным тормозящим вихрям.

Впрочем, заметного эффекта можно добиться подгонкой кузовных деталей: щели и выступы могут съесть на скорости 100 км/ч до 0,5 л на 100 км.
Что ещё почитать