Повышенный расход топлива автомобиля

Научиться экономить бензин может каждый автолюбитель. Для этого нужно соблюдать простые правила и советы. Перечислим 12 факторов, влияющих на повышенный расход топлива машины.

Как сэкономить - советы

Стиль езды и маршрут

Стоит вспомнить правило «тише едешь — дальше будешь». Если хотите экономить, то придётся отказаться от агрессивного стиля езды. Просчитывайте дорожную ситуацию (поможет сервис Яндекс Пробки), избегайте лишних ускорений и движения в «полный газ», перед «красным» заранее убирайте ногу с педали газа. На длинных спусках используйте режим торможения двигателем, а в больших пробках глушите двигатель. Тем самым сокращаем расход топлива до 40% - это лучший показатель среди всех доступных способов.

Самая оптимальная средняя скорость за городом - 80 км/ч с учетом немногочисленных светофоров и переездов. При повышении до 100 км/ч - расход растёт на 20%, а до 120 км/ч - на 40 процентов. А при езде на пустой загородной трассе со средней скоростью 130 км/ч авто будет активно потреблять топливо как в городе.

Наиболее экономичный режим - это разгон до желаемой скорости авто с нажатием педали «газа» на 2/3 её хода и движение с постоянной скоростью. Именно так заложена заводская программа автомобиля при определении экономичности.

Смотрим на шины

Снижение давления на 0,2 атмосферы ниже нормы увеличивает расход до 10%. Регулярно проверяйте давление в колесах автомобиля. Его недостаток увеличивает сопротивление качения (читай — потребление бензина), отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля, вредит покрышке.

Если хотите сэкономить - лучше немного «перекачать» шины на одну-две десятых атмосферы, чем «недокачать». Но сильно накаченные колёса машины негативно скажутся на износе покрышек и ездовом комфорте (будет «жёстче»). Также на расход влияет установка широких покрышек или колёс большей размерности.

Главное - аэродинамика

Все, что мешает аэродинамике - влияет на расход топлива. Это: широкие шины, декоративные спойлеры, дефлекторы на капоте, открытые окна машины и люк. Также его увеличивает багажник на крыше — даже боксы обтекаемой формы, пусть и пустые. Если не пользуетесь багажником, то лучше снять его для экономии.

Каждые 100 кг груза — увеличивают расход «горючего» на 10%. Загруженный багажник на крыше - на 40%, пустой — на 5%. Прицеп — на 60% (что влияет на аэродинамику автомобиля). Если загрузили полную машину груза, то будьте готовы к повышенному расходу.

Например, пустой багажник на крыше Лады Гранты при скорости 80 км/ч увеличивает расход на 0,5 л/100 км, а при 100 км/ч - на 0,8 л/100 км. Но самое интересное, когда загружаете багажник. Расход топлива сразу увеличивается на 20% при скорости движения авто 80 км/ч, а при 100 км/ч - на все 50 процентов. и не важно что перевозите, диван или корзинку, вес груза не влияет, а только сказывается ужасная аэродинамика.

Следим за мотором

Прогревание мотора до рабочей температуры после холодного пуска — дополнительный расход. Ведь на холостых оборотах двигатель расходует примерно 1,5-2 литра в час. Трогайтесь, как только это возможно (сколько времени нужно прогревать двигатель). Под нагрузкой двигатель прогревается быстрее, чем на холостом ходу. Если хотите сэкономить - сократите прогрев до приемлемого времени, а не по 20-30 минут.

На расход топлива также влияние оказывают: объем двигателя и его экологический класс — нельзя ожидать малого расхода от большого рамного внедорожника. Кондиционер потребует дополнительные 0,8 литра «горючего» на 100 км. Кроме того, есть климатический фактор — зимой из-за прогрева двигателя, гололеда, зимних шин и печки расход топлива выше, чем летом. Кондиционер, «печка» — все это на малую толику снижает мощность двигателя, а значит, и повышает расход горючего.

Повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя влияет на ухудшение экономичности авто. Это случается при износе механизма газораспределения, а также когда не отрегулированы клапана двигателя.


Правильный бензин

Если заводом изготовителем предусмотрен бензин марки АИ-95, а заправляетесь 92-ым, то расход вырастет до 20%, что не оправдает разницу в цене. Смена марки бензина на высокооктановое (вместо 92-ого заливать 95-ый) способствует экономии горючего. Правда, сам бензин будет стоить дороже - разница примерно 4 рубля.


На старой машине экономию до 10% даст применение топлива с улучшенными очищающими свойствами. Это бензин ЭКТО от Лукойла, G-drive от ГазПрома и другие аналогичные продукты. Но на новенькой машине экономия будет практически нулевой.

Свечи зажигания

Неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания и перебои в работе. Следите за состоянием свечей и периодически их меняйте. Если свечи зажигания работают с перебоями, это скажется на работе мотора, который станет работать не в оптимальном режиме. Что приведет к увеличению расхода топлива.

А если установить дорогие иридиевые свечи с тоненькими электродами вместо штатных, то можно снизить расход на 5-6%. Чем тоньше центральный электрод свечи, тем меньше топлива потребляет двигатель машины. Особенно актуальна на современных моторах с впрыском топлива.

Меняем воздушный фильтр

Рекомендуемая периодичность — через 10-15 тыс. км. пробега Со временем фильтр загрязняется и меньше пропускает воздуха, а значит будет повышение расхода бензина до 10%. Применение воздушных фильтров нулевого сопротивления также отрицательно сказывается на количестве бензина в баке машины.


Средний уровень запыленности воздуха крупных городов составляет около 1,0 мг/м3. При расходе топлива около 8 л/100 км мотор потребляет примерно 100 кг воздуха каждый час, что соответствует примерно 100 м3 воздуха и 0,1 грамм пыли. При пробеге в 20 000 км двигатель прокачает через себя примерно 50 грамм пыли. А как показывают измерения в лаборатории, при таком загрязнении «съедается» от 2 до 10% мощности. В реальности это ухудшит экономичность на 2-3%.

Повреждения выхлопа

Система выпуска автомобиля повышает расход самым простым способом - затрудняя выход отработавших газов. Это может происходить при помятых выпускных трубах (механические повреждения), отвалившихся перегородках в глушителе, а также при неисправностях в каталитическом нейтрализаторе. С диагностикой поможет манометр, установленный вместо первого лямбда-зонда. Противодавление даже на больших оборотах мотора не должно превышать 0,3 бара.

Плохой накат

Перетянутые подшипники ступиц колес сказываются на накате автомобиля и соответственно его расходе. Их можно проверить самостоятельно. Для этого разгонитесь и поставьте автомобиль на нейтральную передачу, не тормозите. И путь пройденный от отпускания педали газа до его полной остановки (без использования тормозов) - называется накатом.

Чем лучше накат, тем меньше сопротивление движению машины. Если детали подвески находятся в неидеальном состоянии, то возможно увеличение наката и соответственно увеличение расхода топлива.

Правильно пользуемся коробкой

Автоматическая коробка передач увеличивает расход топлива по сравнению с «механикой». Это относится к старым классическим автоматам. Стоит отметить, что появились новые поколения автоматической трансмиссии - преселективные «роботы» и коробки DSG с двумя сцеплениями, которые не увеличивают расход, а наоборот могут его уменьшать по сравнению с механической коробкой передач.

Многие автолюбители включают «нейтраль» при движении на спусках, а на светофоре переводят селектор автоматической трансмиссии в «паркинг» - положение P. Производители машин от этого не в восторге. Ведь нейтральная передача немного снизит механические потери, но основные потребители - масляный насос, усилитель руля и система охлаждения все равно будут привязаны в мотору. Включенная «нетралка» лишит возможности рекупирировать энергию и повлияет на износ деталей селектора коробки.

А сэкономить топливо всё равно не получится. При движении накатом, когда селектор «автомата» в положении - D или у «механики» включена передача, расход топлива равен нулю. При переводе селектора АКПП в положение N бортовой компьютер показывает, что двигатель автомобиля топливо расходует.

Включаем ДХО

Ближний свет фар увеличивает расход на 5%, дальний — на 10%. По нынешним правилам каждый автолюбитель должен постоянно ездить днем с включенным ближним светом, а это не способствует экономии бензина. Выход - применение специальных светодиодных ходовых огней или ДХО. У них меньше потребляемая мощность и прослужат дольше, чем обычные лампочки.

Неотрегулированный сход—развал

Два раза в год нужно регулировать сход-развал колес автомобиля. Обычно, это делается при смене шин с летних на зимнее, и наоборот. Если его не делать, то шины могут встать неправильно (смотреть в разные стороны), а это увеличит расход топлива. Спортивный развал также не способствует экономии бензина.

Переходим на газ

Наверное самый радикальный способ сэкономить на горючем - поставить газобаллонное оборудование. Оно стоит денег, поэтому экономия на метане или пропане окупиться за 30 - 40 тысяч км. Заправок в крупных городах достаточно. Если часто ездите или работаете в такси - смело переходите на газ. Единственный минус - работа на газе активнее изнашивает мотор и его приходиться ремонтировать на ранних пробегах.
Что ещё почитать