Повышенный расход топлива автомобиля

Научиться экономить бензин может каждый автолюбитель. Для этого нужно соблюдать простые правила и советы. Перечислим 15 факторов, влияющих на повышенный расход топлива машины.

Сначала подсчитаем

Калькулятор расхода топлива (в деньгах)
Сколько хотите проехать: км.
Средний расход топлива: л/100км.
Стоимость 1 л. топлива: руб.

Стиль езды и маршрут

Стоит вспомнить правило «тише едешь — дальше будешь». Если хотите экономить, то придётся отказаться от агрессивного стиля езды. Просчитывайте дорожную ситуацию (поможет сервис Яндекс Пробки), избегайте лишних ускорений и движения в «полный газ», перед «красным» заранее убирайте ногу с педали газа. На длинных спусках используйте режим торможения двигателем, а в больших пробках глушите двигатель. Тем самым сокращаем расход топлива до 30% - это лучший показатель среди всех доступных способов.

датчик уровня топлива машины на нуле
Самая оптимальная средняя скорость за городом - 80 км/ч с учетом немногочисленных светофоров и переездов. При повышении до 100 км/ч - расход растёт на 20%, а до 120 км/ч - на 40 процентов. А при езде на пустой загородной трассе со средней скоростью 130 км/ч авто будет активно потреблять топливо как в городе.

Наиболее экономичный режим - это разгон до желаемой скорости авто с нажатием педали «газа» на 2/3 её хода и движение с постоянной скоростью. Именно так заложена заводская программа автомобиля при определении экономичности.

Смотрим на шины

Снижение давления на 0,2 атмосферы ниже нормы увеличивает расход до 10%. Регулярно проверяйте давление в колесах автомобиля. Его недостаток увеличивает сопротивление качения (читай — потребление бензина), отрицательно сказывается на управляемости и устойчивости автомобиля, вредит покрышке.

накачиваем шины до нужного давления
Если не следить за давление в шинах авто, то вырастет расход топлива, а сама покрышка быстро разрушится.
Если хотите сэкономить - лучше немного «перекачать» шины на одну-две десятых атмосферы, чем «недокачать». Но сильно накаченные колёса машины негативно скажутся на износе покрышек и ездовом комфорте (будет «жёстче»). Также на расход влияет установка широких покрышек или колёс большей размерности.

Главное - аэродинамика

Всё, что мешает аэродинамике - влияет на расход топлива. Это: широкие шины, декоративные спойлеры, дефлекторы на капоте, открытые окна машины и люк. Также его увеличивает багажник на крыше — даже боксы обтекаемой формы, пусть и пустые. Если не пользуетесь багажником, то лучше снять его для экономии.

что влияет на расход топлива авто
Каждые 100 кг груза — увеличивают расход «горючего» на 10%. Загруженный багажник на крыше - на 40%, пустой — на 5%. Прицеп — на 60% (что влияет на аэродинамику автомобиля). Если загрузили полную машину груза, то будьте готовы к повышенному расходу.

Например, пустой багажник на крыше Лады Гранты при скорости 80 км/ч увеличивает расход на 0,5 л/100 км, а при 100 км/ч - на 0,8 л/100 км. Но самое интересное, когда загружаете багажник. Расход топлива сразу увеличивается на 20% при скорости движения авто 80 км/ч, а при 100 км/ч - на все 50 процентов. и не важно что перевозите, диван или корзинку, вес груза не влияет, а только сказывается ужасная аэродинамика.

Следим за мотором

Прогревание мотора до рабочей температуры после холодного пуска — дополнительный расход. Ведь на холостых оборотах двигатель расходует примерно 1,5-2 литра в час. Трогайтесь, как только это возможно (сколько времени нужно прогревать двигатель). Под нагрузкой двигатель прогревается быстрее, чем на холостом ходу. Если хотите сэкономить - сократите прогрев до приемлемого времени, а не по 20-30 минут.

настройка климата внутри салона
На расход топлива также влияние оказывают: объем двигателя и его экологический класс — нельзя ожидать малого расхода от большого рамного внедорожника. Кондиционер потребует дополнительные 0,8 литра «горючего» на 100 км. Кроме того, есть климатический фактор — зимой из-за прогрева двигателя, гололеда, зимних шин и печки расход топлива выше, чем летом. Кондиционер, «печка» — все это на малую толику снижает мощность двигателя, а значит, и повышает расход горючего.


Повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя влияет на ухудшение экономичности авто. Это случается при износе механизма газораспределения, а также когда не отрегулированы клапана двигателя.

Проверяем колодки

Перерасход бывает когда передние тормозные колодки тяжело выходят из направляющих. В итоге при полностью исправных суппортах, колодки постоянно трутся, изнашиваясь и повышая расход горючего.

стачиваем край тормозной колодки машины
Стачиваем то, что отмечано белой линией.
Тогда при установке новых колодок нужно не только очистить направляющие от грязи и ржавчины, но дать колодкам немного большую свободу. Для этого надо сточить на наждаке выступы буквально на полмиллиметра, чтобы они стали немного люфтить в направляющих. А грязь при повышенной подвижности колодки будут самоудаляться. Такой прием был реализован на машине Лада Ларгус и пригодится авто с небольшими годовыми пробегами, причем никаких скрипов и стуков после переделки не появилось.

Трансмиссия

Любые пробуксовки фрикционных пар в коробке передач могут сильно повысить расход топлива. Причем это относится к обычному сцеплению механической коробки, к ремню вариатора или к фрикционам гидромеханической коробки. Также вырастает, когда подгорело сцепление, замыкающее гидротрансформатор вариатора или автомата, ведь в режиме постоянной пробуксовки расход топлива и температура жидкости растут.

сцепление машины полностью изношено
Так выглядит подгорелое сцепление авто.
Перерасход топлива вызывает слишком густое масло в агрегатах трансмиссии. Также причиной может стать не отключенный передний мост, если он имеет «жесткую» схему подключения.

Правильный бензин

Если заводом изготовителем предусмотрен бензин марки АИ-95, а заправляетесь 92-ым, то расход вырастет до 20%, что не оправдает разницу в цене. Смена марки бензина на высокооктановое (вместо 92-ого заливать 95-ый) способствует экономии горючего. Правда, сам бензин будет стоить дороже - разница примерно 4 рубля.


На старой машине экономию до 10% даст применение топлива с улучшенными очищающими свойствами. Это бензин ЭКТО от Лукойла, G-drive от ГазПрома и другие аналогичные продукты. Но на новенькой машине экономия будет практически нулевой.

Свечи зажигания

Неправильно выставленные зазоры в свечах зажигания и перебои в работе. Следите за состоянием свечей и периодически их меняйте. Если свечи зажигания работают с перебоями, это скажется на работе мотора, который станет работать не в оптимальном режиме. Что приведет к увеличению расхода топлива.

новые свечи зажигания для автомобиля
А если установить дорогие иридиевые свечи с тоненькими электродами вместо штатных, то можно снизить расход на 5-6%. Чем тоньше центральный электрод свечи, тем меньше топлива потребляет двигатель машины. Особенно актуальна на современных моторах с впрыском топлива.

Меняем воздушный фильтр

Рекомендуемая периодичность — через 10-15 тыс. км. пробега Со временем фильтр загрязняется и меньше пропускает воздуха, а значит будет повышение расхода бензина до 10%. Применение воздушных фильтров нулевого сопротивления также отрицательно сказывается на количестве бензина в баке машины.


Средний уровень запыленности воздуха крупных городов составляет около 1,0 мг/м3. При расходе топлива около 8 л/100 км мотор потребляет примерно 100 кг воздуха каждый час, что соответствует примерно 100 м3 воздуха и 0,1 грамм пыли. При пробеге в 20 000 км двигатель прокачает через себя примерно 50 грамм пыли.

А как показывают измерения в лаборатории, при таком загрязнении «съедается» от 2 до 10% мощности. В реальности это ухудшит экономичность на 2-3%.

Повреждения выхлопа

Система выпуска автомобиля повышает расход самым простым способом - затрудняя выход отработавших газов. Это может происходить при помятых выпускных трубах (механические повреждения), отвалившихся перегородках в глушителе, а также при неисправностях в каталитическом нейтрализаторе.

С диагностикой поможет манометр, установленный вместо первого лямбда-зонда. Противодавление даже на больших оборотах мотора не должно превышать 0,3 бара.

вмятина на трубе глушителя машины
Повреждение глушителя также сказывается на увеличенном расходе горючего.

Плохой накат

Перетянутые подшипники ступиц колес сказываются на накате автомобиля и соответственно его расходе. Их можно проверить самостоятельно. Для этого разгонитесь и поставьте автомобиль на нейтральную передачу, не тормозите. И путь пройденный от отпускания педали газа до его полной остановки (без использования тормозов) - называется накатом.

повышенный расход топлива из-за трансмиссии авто
Чем лучше накат, тем меньше сопротивление движению машины. Если детали подвески находятся в неидеальном состоянии, то возможно увеличение наката и соответственно увеличение расхода топлива.

Правильно пользуемся коробкой

Автоматическая коробка передач увеличивает расход топлива по сравнению с «механикой». Это относится к старым классическим автоматам. Стоит отметить, что появились новые поколения автоматической трансмиссии - преселективные «роботы» и коробки DSG с двумя сцеплениями, которые не увеличивают расход, а наоборот могут его уменьшать по сравнению с механической коробкой передач.

Многие автолюбители включают «нейтраль» при движении на спусках, а на светофоре переводят селектор автоматической трансмиссии в «паркинг» - положение P. Производители машин от этого не в восторге. Ведь нейтральная передача немного снизит механические потери, но основные потребители - масляный насос, усилитель руля и система охлаждения все равно будут привязаны в мотору. Включенная «нетралка» лишит возможности рекупирировать энергию и повлияет на износ деталей селектора коробки.

А сэкономить топливо всё равно не получится. При движении накатом, когда селектор «автомата» в положении - D или у «механики» включена передача, расход топлива равен нулю. При переводе селектора АКПП в положение N бортовой компьютер показывает, что двигатель автомобиля топливо расходует.

Включаем ДХО

Ближний свет фар увеличивает расход на 5%, дальний — на 10%. По нынешним правилам каждый автолюбитель должен постоянно ездить днем с включенным ближним светом, а это не способствует экономии бензина. Выход - применение специальных светодиодных ходовых огней или ДХО. У них меньше потребляемая мощность и прослужат дольше, чем обычные лампочки.

ходовые огни лучше чем просто ближний свет фар днем

Неотрегулированный сход—развал

Два раза в год нужно регулировать сход-развал колес автомобиля. Обычно, это делается при смене шин с летних на зимнее, и наоборот. Если его не делать, то шины могут встать неправильно (смотреть в разные стороны), а это увеличит расход топлива. Спортивный развал также не способствует экономии бензина.

Переходим на газ

Самый радикальный способ сэкономить - поставить газобаллонное оборудование. Экономия на метане или пропане окупится за 30 - 40 тысяч км. Заправок в крупных городах достаточно. Если часто ездите или работаете в такси - смело переходите. Единственный минус - работа на газе активнее изнашивает мотор.
Что ещё почитать