Аэродинамика автомобиля и коэффициент Cx
Расскажем об аэродинамике автомобиля. Что такое коэффициент Сх и на что влияет. Примеры машин. Основные факты аэродинамики. Прижимная и подъемная силы.
Коэффициент Cx
Определяется экспериментально и описывает аэродинамическое совершенство кузова. Когда-то его условно приравняли к 1,0 для круглой пластины. Потом выяснилось на практике, из-за турбулентности за пластиной её Cx равен примерно 1,2.
Самый низкий Cx у капли - примерно 0,05.
При нормальной эксплуатации авто важнее сопротивление: именно оно оказывает существенное влияние на
расход топлива. Снизить его можно
двумя способами: улучшить форму (снизить Cx) или уменьшить поперечное сечение машины. Вертикальные силы могут быть полезными, если действуют вниз, и вредными, если способствуют подъему машины.
С боковыми сложнее. Они трудно предсказуемы, а их причины разнообразны: поворот, порыв ветра. Зато влияние оказывают небольшое.
Все автопроизводители обзавелись специальными лабораториями для изучения аэродинамики. Самый сложный и дорогостоящий элемент -
аэродинамическая труба. В ней макеты и реальные машины обдуваются сильными потоками воздуха. Это позволяет изучить все особенности формы кузова авто.
Главная проблема аэродинамики - снижение лобового сопротивления. C ростом скорости увеличивается сопротивление воздуха. Когда машина разгоняется с 60 до 120 км/ч аэродинамическое сопротивление
возрастает вчетверо. Для примера, автомобилю массой 2 тонны при движении на максимальной скорости в 250 км/ч только на преодоление сопротивления воздуха нужно 180 л.с., а на 300 км/ч эта машина тратила бы - 310 л.с.
У современных машин коэффициент Cx = 0,30 — 0,35, самые совершенные достигают значений 0,24 — 0,27. Он зависит от скорости, направления движения относительно воздуха или состояния поверхности кузова. Приведенные значения - идеал, которого может достичь данная модель.
Примеры машин
Mercedes-Benz Vision EQXX представленный в 2022 году имеет очень низкий коэффициент аэродинамического сопротивления Cd: всего 0,17 против 0,20 у серийной модели Mercedes EQS. При этом машина имеет лишь один подвижный аэродинамический элемент: выдвижной диффузор под задним бампером. На улучшение аэродинамики работает силуэт с длинным хвостом заднего свеса, который «успокаивает» спускающийся с крыши воздушный поток. Корпус авто сужается ближе к корме, подражая форме капли: ширина задней колеи на 50 мм меньше ширины передней. Также аэродинамически оптимизированы зеркала, днище, колеса и другие элементы.
Инженеры
солнцемобиля Lightyear 0 хорошо поработали над аэродинамикой: с коэффициентом
Cd 0,175 этот лифтбек стал самым обтекаемым дорожным автомобилем в истории. Но пришлось убрать зеркала заднего вида (вместо них камеры), сделать «гладкие» колесные колпаки, а задние колеса закрыть дополнительными съемными щитками. Дорожным просветом инженеры жертвовать не стали: он составляет 183 мм.
Прижимная и подъемная силы
Подъемная сила - направлена перпендикулярно к скорости автомобиля. Частицы потока, обтекающие днище, проходят меньший путь, чем частицы, обтекающие капот, крышу и крышку багажника, т.е. более выпуклую поверхность. Автомобиль превращается в крыло. Если ситуацию «запустить», с ростом скорости колеса машина
будет терять контакт с дорогой, что негативно скажется на управляемости и устойчивости.
Низкое лобовое сопротивление иногда не важно. Болиды «
Формулы-1» имеют Cx от
0,75 до 1,0. Большую часть сопротивления создают открытые колёса. Для них важнее другие параметры и прежде всего - прижимная сила. Для реализации огромного крутящего момента двигателя необходимо хорошее сцепление колёс с дорогой и устойчивость в повороте.
Для гоночных автомобилей хорошая аэродинамика означает отсутствие подъемной силы и наличие прижимной. Обеспечить это формой кузова сложно, поэтому в ход идут дополнительные аэродинамические элементы: спойлеры и антикрылья.
Для снижения подъемной силы
Используют спойлеры под передним бампером и на крышке багажника. Отсекая часть потока, идущего под машину, передний спойлер снижает давление, и машина присасывается к дороге. Спойлер на крышке багажника ставят для организации срыва воздушного потока до того, как начнет образовывать вихри за машиной, которые увеличивают сопротивление воздуха. А антикрыло работает на создание прижимной силы.
Заметный эффект они создают
при скорости 120 км/ч и выше. Работающий на создание прижимной силы воздух создает заметное сопротивление, поэтому максимальная скорость машины с аэродинамическим обвесом будет ниже, а расход топлива - больше.
Для уменьшения прижимной силы
В автоспорте
используют диффузоры – они способны присосать автомобиль к трассе. Появились болиды с днищем, имитирующим «трубку Вентури» – создающие резкий рост скорости воздушного потока под машиной. В результате создавалась мощная прижимная сила.
Но для максимально эффективной реализации т.н. «граунд-эффекта» нужны плоское днище и минимальный дорожный просвет. Значит диффузоры в задней части обычных машин не дают эффекта улучшения аэродинамики.