Всё про гонки болидов Формула-1

Если ничего не знаете о Формуле-1 - расскажем что это такое. Как проходят гонки Ф-1. Краткий экскурс для новичков и «чайников» по основам F-1. Какие шины используются, как начисляются очки, когда совершают пит-стоп и кто такие рента-драйверы.

Основы для новичков и «чайников»

В «Формуле–1» соревнуются автомобили с открытыми колесами (они не закрыты пластиковыми накладками, как у обычных машин). Такие машины называют болидами. Это соревнование проводится ежегодно с 1950 года. F-1 является наивысшей ступенью и многие ее называют «королевой автогонок». Это не случайно, ведь именно здесь собраны лучшие технологии и великие умы мира, которые соревнуются, чтобы доказать, что именно их спортивный болид достоин лучшего.

болид ф-1 пересекает финишную линию
Соревнования проводятся с марта по ноябрь с промежутком в одну или две недели, в зависимости от календаря на текущий сезон. Гонок за сезон бывает от 19 до 24. Также присутствуют «летние каникулы», когда соревнования прерываются на один месяц в середине сезона. Это нужно, чтобы конструкторы могли устранить ошибки и подготовить болиды к оставшейся части сезона. Бывало, что после возобновления чемпионата ситуация менялась кардинально и менялся лидер.

За сезон между пилотами разыгрывается 525 баллов. Очки присуждаются за первые десять мест на финишной решётке в соотношении: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. С 2019 года ввели дополнительный балл гонщику, который проедет самый быстрый круг (покажет лучше время). При условии, что он будет в топ-10 по результатам данного этапа.

так обычно проходит старт гонки ф 1
Иногда со старта некоторые гонщики умудряются выиграть большое число позиций. Поэтому старт F-1 - богат на события и аварии.

Спринт гонки

Стандартная процедура в Формуле-1 выглядит так: сначала идут две тренировки в пятницу (по местному времени), потом в субботу 3-я тренировка, а вечером того же дня проходит квалификация, где пилоты борются за место на стартовой решетке гонки. В воскресенье - стандартная гонка.

В 2022 году произошли изменения. На некоторых трассах (не более 3-5 в год) вводится спринт-гонка. Выглядит так: В пятницу 1-ая тренировка, а вечером уже квалификация. Затем вторая тренировка в субботу, а после неё спринт-гонка. Пилоты выстраиваются на стартовой решетке так, как заняли место в пятничной квалификации. Затем мини-гонка на 30 минут. По результатам 8 пилотов получат очки по схеме 8-7-6-5-4-3-2-1. Гонка в воскресенье проходит по результатам данного спринта.

пит стоп команды феррари
Действия механиков команды Феррари во время пит-стопа - задействовано много человек.
В «Формуле-1» не всё зависит от пилота, как в других гоночных сериях. Некоторые гонки выигрывались за счет удачной тактики, чем у соперника. В каждой команде есть штаб аналитиков, которые анализируют ход гонки и просчитывают все варианты. Например, удачно проведенный пит-стоп (смена колес, которая обязательна по ходу заезда) у одной команды, оставлял других соперников позади. Главное, не просто его быстро провести, но сделать в удачный момент.

Иногда так выигрываются гонки.

Шины для Формулы Один

С 2022 года произошли серьёзные изменения. Старые «бублики» были 13 размера с очень высокими покрышками, теперь же перешли на 18 размер с низкопрофильной резиной. Поэтому колёса стали значительно тяжелее и больше. В гонках используется 3 допустимых комплекта покрышек - мягкие, средние и жесткие. Всего же их 5, не считая 2 типа дождевой резины - для сильного дождя и мелкого дождика. Руководство выбирает для каждого отдельного этапа по 3 вида покрышек.

В ходе воскресных соревнований каждый пилот должен обязательно использовать хотя-бы два разных комплекта. Исключение - старт гонки на дождевой или промежуточной резине.

Смена резины - обязательная, это называется пит-стоп. Лучшее время - от 2,26 секунды на замену колёс (раньше 2022 года команды совершали пит-стоп менее 2 секунд). Любая заминка может отбросить гонщика на несколько позиций назад. Поэтому механики постоянно проводят обучение, чтобы предотвратить ошибки. Например, секундная заминка на пит-стопе у лидера гонки, когда механики не смогли быстро прикрутить колесо, оборачивалась потерей очков для пилота или вторым местом вместо первого. Очень дорогая ошибка!

разные шины для гонки формулы один
Покрышки с красным ободом - мягкие шины Soft, желтые - средние по жесткости, а с белым ободком - самые жесткие Hard.
Какие поставить шины? Может сначала мягкие, когда топлива в баках много. Потом через 20 кругов сменить на более жесткий тип - и проехать всю оставшуюся дистанцию. Или сначала жесткие, а под конец гонки, когда топлива в баках меньше и болид легче - «мягкую». На каком круге произвести замену?

Об этом думают аналитики команды, и от их решения зависит исход гонки. Тут больше факторов, чем сама смена шин. Например, на какое место вернётся болид после смены покрышек, позади или сзади соперника.

Ограничения для повышения зрелищности

В Формуле-1 вводятся конструкторские решения. Они зависят от регламента гонки, который постоянно меняется. Для примера, сейчас установлен лимит в 3 мотора на всю дистанцию гонки - это, как минимум 20-25 этапов. Если двигатель выработал ресурс, а запасного нет - гонщик получает штраф (+10 позиций на старте). Ему приходится начинать гонку из последних мест.

Далее (пятая и последующие) смена мотора даёт штраф всего в +5 позиций на старте.

болид Мерседес 44 номер Льюиса Хэмильтона
Может это несправедливо, но вносит интригу. И видим, когда гонщик топ-команды, стартовавший с последнего места прорывается в верх пелетона, совершая эффективные обгоны. А бывали ситуации, когда так выигрывали гонки. Это не скучно для зрителей.

Новый регламент 2022

  • Увеличение обгонов. Чтобы повысить зрелищность серьёзно доработали болиды, а именно изменили аэродинамику. Появились новые антикрылья, боковые понтоны уменьшились.
  • Гоночное топливо в 2022 году должно содержать 10% биокомпонентов. Это топливо получило маркировку E10, где литера E обозначает «этанол», который должен производиться из восполняемого биосырья.
  • Для экономии бюджета команд, заморозили дальнейшую разработку двигателей на 3 года - до 2025 года, когда изменят конструкцию мотора. Также запретят использовать кастомные материалы для производства силовых установок.
  • Конструкция переднего крыла и его торцевых пластин упрощена. Разработчики считают, что оно будет намного менее чувствительным к турбулентности.
  • Заднее крыло стало больше, чем на машинах предыдущего поколения, и необычной формы. У него нет торцевых пластин, и оно конструктивно проще: никаких дополнительных отверстий и прорезей не предусмотрено. При этом расположено крыло на 40 мм выше от поверхности трассы.

Пилоты - только самые лучшие

Не стоит думать, что любой пилот F-1 не умеет ездить и попал туда только за деньги. Это не так. Чтобы участвовать в Формуле пилот должен получить суперлицензию. Это значит, что он должен пройти автоспортивную карьеру с самых низов и быть в тройке лучших на гонках Формулы-3 или других аналогичных (Формула-2). Младшие серии это те же самые гонки, но техника здесь попроще, мощность моторов меньше.

Если по итогам года пилот не сможет попасть в топ-3, то не получит суперлицензию на участие в Формуле-1. Поэтому случайных пилотов не бывает.

даниил квят за рулем машины формулы 1
Российский пилот Даниил Квят за рулем гоночного болида
Встречаются также рента-драйверы - гонщики, которые получили суперлицензию, но не имеют возможности выступать в гонках, т.к. пилотов всего 20, а желающих - много. Поэтому их приглашают в средние по уровню команды, а они взамен приносят спонсорские контракты и деньги. Там они набираются опыта и если есть прогресс, то перебираются в команды топ-уровня.

Но ни одна команда, даже самая плохая, не будет держать пилота только из-за денег. Нужно еще мастерство. Если его нет, то путь в Формулу-1 «заказан».

«Формула – 1» является чисто мужским видом спорта. За всю историю чемпионата мира в нем выступало лишь пять женщин. На соревнованиях представлены болиды различных конструкторских фирм. Единственной машиной, которая с первого появления на старте выиграла соревнования, является Wolf WR1.
Что ещё почитать