Гонки Формула-1 - соревнование спортсменов и машин

«Формула – 1» - самое популярное автоспортивное соревнование. В ней соревнуются не только спортсмены, но и производители автомобилей и каждая гонка приносит неожиданности. Расскажем, что такое Формула-1 и каковы её принципы.

Королева автоспорта

«Формула – 1» – в ней соревнуются автомобили с открытыми колесами (когда они не закрыты пластиковыми накладками, как у обычных машин). Такие машины называют болидами. Это соревнование проводится ежегодно с 1950 года. F-1 является наивысшей ступенью и многие ее называют "королевой автогонок". Это не случайно, ведь именно здесь собраны самые лучшие технологии и великие умы мира, которые соревнуются между собой, чтобы доказать, что именно их спортивный болид достоин лучшего.

пит-стоп команды Ferrari
Соревнования проводятся с марта по ноябрь с промежутком в одну или две недели, в зависимости от календаря на текущий сезон. Гонок за сезон бывает от 19 до 20. Также присутствуют «летние каникулы», когда соревнования прерываются на один месяц в середине сезона. Это нужно, чтобы конструкторы могли устранить ошибки и подготовить болиды к оставшейся части сезона. Бывало, что после возобновления чемпионата ситуация менялась координально и менялся лидер.

В «Формуле-1» не всё зависит от пилота, как в других гоночных сериях. Некоторые гонки выигрывались за счет более удачной тактики, чем у соперника. Для этого в каждой команде есть штаб аналитиков, которые анализируют ход гонки и просчитывают все варианты. Например, удачно проведенный пит-стоп (смена колес, которая обязательна по ходу заезда) у одной команды, оставлял других соперников позади. Главное, не просто его быстро провести, но сделать это в удачный момент. Иногда так выигрываются гонки.

В F-1 многое зависит от шин. На данный момент используется 5 допустимых комплектов покрышек - от сверх мягких до жестких. Не считая 2 типа дождевой резины - для сильного дождя и мелкого дождика. На каждый этап выбирается 2 обязательных типа покрышек - и каждый пилот на них должен проехать хотя бы один круг. Смена резины - обязательная, это называется пит-стоп. Лучшее время - от 2,5 секунды. Любая заминка может отбросить гонщика на несколько позиций назад. Поэтому механики постоянно проводят обучение, чтобы предотвратить ошибки. Например, заминка в секунду на пит-стопе у лидера гонки, когда механики не смогли быстро прикрутить колесо, оборачивалась потерей очков для пилота или вторым местом вместо первого. Очень дорогая ошибка!

Какие поставить шины? Может сначала мягкие, когда топлива в баках много и потом через 20 кругов сменить на более жесткий тип - и проехать всю оставшуюся дистанцию. Или сначала жесткие, а под конец гонки, когда топлива в баках меньше и болид легче - «мягкую». И на каком круге произвести замену? Об этом думают аналитики команды, и от их решения зависит исход гонки. Тут больше факторов, чем сама смена шин. Например, на какое место вернётся болид после смены покрышек, позади или сзади соперника.

В Формуле-1 вводятся конструкторские решения. И они зависят от регламента гонки, который постоянно меняется. Для примера, сейчас установлен лимит в 3 мотора на всю дистанцию гонки - это, как минимум 20 этапов. Если двигатель выработал ресурс, а запасного нет - гонщик получает штраф. И ему приходится начинать гонку с последних мест. Может это несправедливо, но вносит интригу. И видим, когда гонщик топ-команды, стартовавший с последнего места прорывается в верх пелетона, совершая эффективные обгоны. А бывали ситуации, когда так выигрывали гонки. Это не скучно для зрителей.

Не стоит думать, что любой пилот F-1 не умеет ездить и попал туда только за деньги. Это не так. Чтобы участвовать в королеве автоспорта пилот должен получить суперлицензию. Это значит, что он должен пройти автоспортивную карьеру с самых низов и быть в тройке лучших в гонках Формулы-3 или других аналогичных. Формула-3 это те же самые гонки, но техника здесь попроще, мощность моторов меньше. И если по итогам года пилот не сможет попасть в топ-3, то не получит суперлицензию на участие в Формуле-1. Поэтому случайных пилотов не бывает.

Встречаются также рента-драйверы - гонщики, которые получили суперлицензию, но не имеют возможности выступать в гонках, т.к. пилотов всего 20, а желающих - много. Поэтому их приглашают в средние по уровню команды, а они взамен приносят спонсорские контракты и деньги. Там они набираются опыта и если есть прогресс, то перебираются в команды топ-уровня. Но ни одна команда, даже самая плохая, не будет держать пилота только из-за денег. Нужно еще мастерство и если его нет, то путь в Формулу-1 «заказан».

Интересно отметить, что «Формула – 1» является чисто мужским видом спорта. За всю историю чемпионата мира в нем выступало лишь пять женщин. На соревнованиях представлены болиды различных конструкторских фирм. Единственной машиной, которая с первого появления на старте выиграла соревнования, является Wolf WR1.
Что ещё можно почитать