Гелевый аккумулятор для машины

Расскажем как работает гелевый аккумулятор для автомобиля, достоинства и недостатки. Стоит ли менять обычную батарею на гелевую? Какие отличия в зарядке от кислотных АКБ.

Что такое

На автомобилях обычно устанавливают кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи (кроме машин с системой старт-стоп – там применяются специальные батареи AGM). Но у АКБ кислотного типа появился перспективный конкурент – гелевый аккумулятор.

Современный гелевый аккумулятор может прослужить 10 лет, некоторые производители указывают срок службы даже 15 лет.

Гелевые АКБ очень требовательны к стабильности параметров бортовой сети. При неустойчивой работе реле-регулятора, или соответствующего блока ЭСУД, гелевая батарея работает в режиме постоянного недозаряда, что значительно сокращает срок службы. Регулярный контроль и зарядка продлят её жизнь.

Как работает

Устройство и принцип работы батарей гелевого типа такие же, как у «классических» АКБ, где электролит включает в себя два компонента – серную кислоту и дистиллированную воду. С той лишь разницей, что в кислоту добавляется специальный силиконовый состав, который превращает жидкость в более густую гелеобразную массу.

Электроды гелевых АКБ производятся в форме спиралей или плоских пластин из свинца. Корпус изготавливается из качественного прочного пластика. Различают две основные технологии устройства – GEL (с вязким электролитом) и AGM (с применением впитывающего стекловолокна).

Как эксплуатировать

Батареи гелевого типа грамотно сконструированы и изготовлены из качественных материалов, поэтому надежны в эксплуатации. В чем отличие от обычных батарей?

Главное достоинство – они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «нуля». Если обычный аккумулятор при эксплуатации зимой и постоянной недозарядке теряет ёмкость, то гелевые её держат значительно дольше. Для примера: они выдерживают в 3 раза больше циклов полного «заряда-разряда», чем обычные АКБ.

Если гелевый аккумулятор разрядится, то он сможет лучше восстановить свой прежний заряд. Главное при этом пользоваться современными зарядными устройствами, которые могут в автоматическом режиме поддерживать определённый ток зарядки.

В чём недостатки? Пока что минус всего один, и очень существенный для многих автолюбителей. Они в 2 раза дороже обычных кислотных.

Плюсы и минусы

Гелевые батареи постепенно начинают превалировать над «классикой» с жидким наполнением, что свидетельствует о неоспоримых достоинствах. Самые очевидные из них:
  • АКБ не требуют особых условий и обслуживания;
  • дольше держать заряд и меньше разряжаются;
  • менее чувствительны к мощному оборудованию машины (авто звук или доп. оборудование);
  • высокий потенциал разрядки-зарядки (до 400 циклов);
Есть недостатки.
  • высокая цена по сравнению с традиционными;

Требуется ли гелевому аккумулятору зарядка

При покупке новой батареи продавец должен проверить её, подсоединив к выводам нагрузочную вилку. В течение 15 секунд напряжение может снизиться до 9,0 вольт, ни в коем случае не ниже. После отсоединения нагрузочной вилки напряжение на клеммах АКБ должно восстановиться до 12,6-12,7 вольт. Если показания приборов не удовлетворяют указанным – новую АКБ требуется зарядить.

Проверка заряда батареи, установленной на автомобиле. Провести проверку может любой человек, умеющий обращаться с мультиметром. Снимать АКБ с машины не требуется.

Порядок проверки:
  • демонтировать пластиковые крышки и кожух, закрывающие аккумулятор и клеммы;
  • поочередно отсоединить от клемм АКБ наконечники проводов, сначала минусовой, потом плюсовой;
  • мультиметр переключить в режим измерения напряжения в диапазоне 20 В;
  • замерить щупами прибора напряжение на клеммах батареи, соблюдая полярность подключения (метки «плюс» и «минус» отлиты на корпусе);
  • записать показания цифрового мультиметра.
Показания мультиметра от 12,5 до 12,6 — заряд батареи 70-75%, и её эксплуатацию можно продолжать. Если прибор показал 12,3 вольт и менее — АКБ нуждается в зарядке.

Что такое недозаряд

Гелевые аккумуляторы хорошо переносят циклы разряд-заряд. Число таких циклов при разряде до 30% в лабораторных условиях может достигать 1200. Сравните: расчетное число циклов лучших кислотных аккумуляторов не превышает 400-500.

Теоретически гелевая батарея может прослужить 100 лет, если проверять и заряжать её каждый месяц. Этому препятствуют неумолимые процессы сульфатации и гальванической коррозии, общие для кислотных и гелевых аккумуляторов. Реакция превращения диоксидов свинца в сульфат свинца и обратно никогда не проходит с КПД 100%. Молекулы сульфатов накапливаются в электролите, не восстанавливаясь в молекулы диоксидов.

В гелевых АКБ электроды изготовлены из химически чистого свинца, в отличие от кислотных, где применяется сплав свинец-сурьма. Поэтому гель-электролит значительно медленнее теряет свойства принимать заряд.

Тем не менее:
  • Уменьшение заряда приводит к снижению внутренней ЭДС, что затрудняет восстановление батареи при перерывах в работе.
  • Постоянная работа батареи в режиме недозаряда ускоряет этот процесс.

Как заряжать гелевый аккумулятор

Величина зарядного тока должна составлять 0,1 от номинальной емкости АКБ в ампер-часах. Пример: для батареи емкостью 60 ампер-часов требуется зарядный ток силою 60х0,1=6,0 ампер. Емкость указана на корпусе с лицевой стороны.

  • Превышать значение зарядного тока для «быстрой зарядки» не рекомендуется.
  • Напряжение, которое должно подаваться зарядным устройством, обозначено на корпусе батареи надписью CYCLE USE и, как правило, равно 14,4 вольт.
  • Увеличение напряжения зарядки может вызвать повышенный внутренний нагрев, гель начнет таять и вытекать из пространства между электродами. Это вызовет уменьшение работоспособности батареи, а при систематическом применении – преждевременный выход из строя.
По мере восстановления заряда батареи, внутреннее её сопротивление изменяется. Меняющиеся при этом значения зарядного тока и напряжения требуют постоянной корректировки.

Методика зарядки гелевого АКБ схода с обычным кислотным. Время полной зарядки длиться до 12 часов. По достижению полного заряда, для растворения сульфатов, рекомендуется выдержать батарею ещё 12 часов при зарядном токе, в два раза меньше начального значения.

Какое оборудование требуется

Лучший вариант – зарядное устройство, автоматически выполняющее следующие функции:
  • установка нужного зарядного тока;
  • учёт изменения параметров АКБ — внутреннего сопротивления, температуры, степени сульфатации и др.;
  • корректировка зарядного тока в процессе заряда;
  • проведение десульфатации;
  • поддержание заряженной батареи в буферном режиме.
Можно найти навороченные аппараты с функциями типа режима «снежинка» или безискрового соединения, но для зарядки автомобильных аккумуляторов они не требуются.

Подведём итог

Наиболее популярны среди автолюбителей аккумуляторы фирмы Optima, которые бывают 2 видов: с жёлтой и красной крышкой. Если эксплуатируете автомобиль в тяжёлых условиях, где зимой минус 35 – привычное явление – выбирайте с красной крышкой.

Для автолюбителей, которые увлекаются музыкой в авто и стоят мощные усилители звука, стоит выбирать гелевые аккумуляторы с жёлтой крышкой. Они способны довольно долго не разряжаться (до 5 часов) при прослушивании музыки на полную громкость, и после чего машина заведется.

При любом нестандартном оборудовании, будь то мощная музыка или дополнительные устройства – нужно ставить гелевые батареи. В противном случае обычного аккумулятора на долго не хватит, ведь штатное электрооборудование машины не рассчитано на повышенную нагрузку.
Что ещё почитать