Гелевый аккумулятор для машины
Расскажем как работает гелевый аккумулятор для автомобиля. Плюсы и минусы. Стоит ли менять обычную батарею на гелевую - выгодно ли. Какие отличия в зарядке от кислотных АКБ.
Что это такое
На автомобилях обычно устанавливают кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи (кроме машин с системой
старт-стоп – там применяются специальные батареи AGM). Но у АКБ кислотного типа появился перспективный конкурент – гелевый аккумулятор. Современный гелевый аккумулятор может прослужить до 10 лет, в отличие от обычного (3-5 лет).
Гелевые АКБ
очень требовательны к стабильности параметров бортовой сети. При неустойчивой работе реле-регулятора или блока ЭСУД, гелевая батарея работает в режиме постоянного недозаряда, что значительно сокращает срок службы. Регулярный контроль и зарядка продлят её жизнь.
Как работает
Устройство и принцип работы батарей гелевого типа такие же, как у «классических» АКБ, где электролит включает в себя два компонента – серную кислоту и дистиллированную воду. С той лишь разницей, что в кислоту добавляется специальный
силиконовый состав, который превращает жидкость в более густую гелеобразную массу.
Электроды гелевых АКБ производятся в форме спиралей или плоских пластин из свинца. Корпус изготавливается из качественного прочного пластика. Различают две основные технологии устройства –
GEL (с вязким электролитом) и
AGM (с применением впитывающего стекловолокна).
Отличие от обычных батарей
Главное достоинство – они дольше держат заряд и менее чувствительны к просадке до полного «нуля». Если обычный аккумулятор при эксплуатации зимой и постоянной недозарядке теряет ёмкость, то гелевые её держат значительно дольше. Для примера: они выдерживают в 3 раза больше циклов полного «заряда-разряда», чем обычные АКБ.
Если гелевый аккумулятор разрядится, то сможет лучше восстановить прежний заряд. Главное при этом пользоваться современными
зарядными устройствами, которые могут в автоматическом режиме поддерживать определённый ток зарядки.
Плюсы и минусы
Гелевые батареи постепенно начинают превалировать над «классикой» с жидким наполнением, что свидетельствует о неоспоримых
достоинствах. Самые очевидные из них:
- АКБ не требуют особых условий и обслуживания;
- дольше держать заряд и меньше разряжаются;
- менее чувствительны к мощному оборудованию машины (авто звук или доп. оборудование);
- высокий потенциал разрядки-зарядки (до 400 циклов);
Есть недостатки.
- высокая цена по сравнению с традиционными;
Требуется ли зарядка
При покупке новой батареи продавец должен проверить её, подсоединив к выводам нагрузочную вилку. В течение 15 секунд напряжение может снизиться до 9,0 вольт, ни в коем случае не ниже. После отсоединения нагрузочной вилки напряжение на клеммах АКБ должно восстановиться до 12,6 — 12,7 вольт. Если показания приборов не удовлетворяют указанным – новую АКБ
требуется зарядить.
Проверка заряда батареи, установленной на автомобиле. Провести проверку может любой человек, умеющий обращаться с мультиметром.
Снимать АКБ с машины не требуется.
Порядок проверки:
- демонтировать пластиковые крышки и кожух, закрывающие аккумулятор и клеммы;
- поочередно отсоединить от клемм АКБ наконечники проводов, сначала минусовой, потом плюсовой;
- мультиметр переключить в режим измерения напряжения в диапазоне 20 В;
- замерить щупами прибора напряжение на клеммах батареи, соблюдая полярность подключения (метки «плюс» и «минус» отлиты на корпусе);
- записать показания цифрового мультиметра.
Показания мультиметра от 12,5 до 12,6 В: заряд батареи 70 — 75%, и её эксплуатацию можно продолжать. Если прибор показал 12,3 вольт и менее — АКБ нуждается в зарядке.
Что такое недозаряд
Гелевые аккумуляторы хорошо переносят циклы разряд-заряд. Число таких циклов при разряде до 30% в лабораторных условиях может достигать 1200.
Сравните: расчетное число циклов лучших кислотных аккумуляторов не превышает 400 — 500.
Теоретически гелевая батарея может прослужить 100 лет, если проверять и заряжать её каждый месяц. Этому препятствуют процессы сульфатации и гальванической коррозии, общие для кислотных и гелевых аккумуляторов.
В гелевых АКБ электроды изготовлены из химически чистого свинца, в отличие от кислотных, где применяется сплав свинец-сурьма. Поэтому гель-электролит значительно медленнее теряет свойства принимать заряд.
Тем не менее:
- Уменьшение заряда приводит к снижению внутренней ЭДС, что затрудняет восстановление батареи при перерывах в работе.
- Постоянная работа батареи в режиме недозаряда ускоряет этот процесс.
Как заряжать гелевый аккумулятор
Величина зарядного тока должна составлять 0,1 от номинальной емкости АКБ в ампер-часах.
Пример: для батареи емкостью 60 ампер-часов требуется зарядный ток силою 60 х 0,1 = 6,0 ампер. Емкость указана на корпусе с лицевой стороны.
Общие правила:
- Превышать значение зарядного тока для «быстрой зарядки» не рекомендуется.
- Напряжение, которое должно подаваться зарядным устройством, обозначено на корпусе батареи надписью CYCLE USE и, как правило, равно 14,4 вольт.
- Увеличение напряжения зарядки может вызвать повышенный внутренний нагрев, гель начнет таять и вытекать из пространства между электродами. Это вызовет уменьшение работоспособности батареи, а при систематическом применении – преждевременный выход из строя.
- По мере восстановления заряда батареи, внутреннее её сопротивление изменяется. Меняющиеся при этом значения зарядного тока и напряжения требуют постоянной корректировки.
Методика зарядки гелевого АКБ схода с обычным кислотным. Время полной зарядки длиться до 12 часов. По достижению полного заряда, для растворения сульфатов, рекомендуется выдержать батарею ещё 12 часов при зарядном токе, в два раза меньше начального значения.
Какое оборудование требуется
Лучший вариант – зарядное устройство, автоматически выполняющее следующие
функции:
- установка нужного зарядного тока;
- учёт изменения параметров АКБ — внутреннего сопротивления, температуры, степени сульфатации;
- корректировка зарядного тока в процессе заряда;
- проведение десульфатации;
- поддержание заряженной батареи в буферном режиме.
Можно найти навороченные аппараты с функциями типа режима «снежинка» или безискрового соединения, но для зарядки автомобильных аккумуляторов они не требуются.
Что выбрать
Наиболее популярны среди автолюбителей аккумуляторы фирмы Optima, которые бывают 2 видов:
с жёлтой и красной крышкой. Если эксплуатируете автомобиль в тяжёлых условиях, где зимой минус 35 – привычное явление – выбирайте с красной крышкой.
Для автолюбителей, которые
увлекаются музыкой в авто и стоят мощные усилители звука, стоит выбирать гелевые аккумуляторы с жёлтой крышкой. Они способны довольно долго не разряжаться (до 5 часов) при прослушивании музыки на полную громкость, и после чего машина заведется.
При любом нестандартном оборудовании, например мощная музыка, нужно ставить гелевые батареи. В противном случае обычного аккумулятора на долго не хватит, ведь штатное электрооборудование машины не рассчитано на повышенную нагрузку.