Всё про аккумулятор для машины
Современные аккумуляторы для авто – служат до пяти-семи лет. После приходиться менять на новый. Как подобрать лучший аккумулятор исходя из технических параметров автомобиля. Что выбрать, чтобы был надёжным?
Какие бывают аккумуляторы
Обслуживаемые (технология Sb/Ca)
Представлены широко, цены средние, корпус пластиковый. В них заливают дистиллированную воду, когда падает емкость батареи, т.к. по мере работы она немного испаряется. Данные аккумуляторы рекомендуется владельцам поддержанных машин, у которых система зарядки может работать неидеально.
Необслуживаемые (технология Ca/Ca)
Обычно устанавливаются на конвейерах, обслуживания не требуется никакого. Такой аккумулятор в случае уменьшения плотности электролита заменяют на новый,
восстановить его невозможно. Цена на них, как на качественные обслуживаемые. Если уверены в автомобиле и не хотите доливать воду в банки – это идеальный вариант. Рекомендуется владельцам новых автомобилей при первой замене оригинальной батареи.
Аккумуляторы AGM
AGM расшифровывается как «
Absorbent Glass Mat», в них электролит находится не в жидком виде, а как пропитка в абсорбенте. Устанавливаются на авто с
системой старт-стоп. Они обеспечивают большое количество глубоких циклов «разряд-заряд» (в 3-4 раза больше) и служат дольше при тяжелых условиях работы. К минусам можно отнести стоимость - в 3 раза выше, чем у обычных.
Встречаются
гелевые батареи -
GEL. Они обладают всеми достоинствами AGM аккумуляторов, и даже еще лучше восстанавливаются из состояния глубокого разряда. Но цена выше, чем у AGM той же емкости.
Аккумуляторы EFB
Созданы как альтернатива дорогим АКБ типа AGM. EFB расшифровывается как «Enhanced Flooded Battery», т.е.
улучшенная залитая батарея. По своей конструкции - это измененный свинцовый аккумулятор с жидким электролитом. У него повышена надежность при работе с системой «Старт-Стоп» по сравнению с обычными батареями и стоит он дешевле AGM.
Как подобрать аккумулятор на машину
Можно взять руководство по эксплуатации автомобиля или прибегнуть к каталогу производителей. Если ни первый, ни второй вариант недоступны, можно запомнить название сломанного и найти такой же. У него
должны совпадать емкость, расположение клемм, а также габариты.
Важно при выборе нового аккумулятора для машины учитывать расположение плюсовой и минусовой клеммы, т.к. бывают
батареи с прямой и обратной полярностью. Если перепутать расположение клемм, то его будет невозможно подключить, провода в авто определенной длины. Можно перед покупкой сфотографировать старый АКБ на телефон, чтобы запомнить.
Стоит ли выбирать аккумулятор для автомобиля ориентируясь на
емкость батареи и пусковой ток? Конечно, чем лучше данные показатели, тем лучше будет работать батарея при пуске холодного двигателя зимой и дольше прослужит. Но чудес не бывает. Чем лучше характеристики аккумулятора, тем больше они имеют размеры. Нужно это учитывать, когда хотите поменять АКБ на более производительный с улучшенными пусковыми параметрами.
Номинальная емкость аккумулятора говорит о способности держать зарядку. Чем выше ёмкость, тем дольше продержится холодными ночами автомобиль, когда на нём не ездят. Также встречается параметр «резервная ёмкость» - долго ли продержится аккумулятор, если не работает генератор и
нет зарядки. На лучших моделях это время составляет
от 117 до 142 минут.
Пусковой ток - это величина разряда стартерного тока в момент запуска двигателя машины, измеряется в амперах (А). Для обычных потребителей следует знать, что чем выше величина данного тока, тем легче машина заведется в морозы. При эксплуатации в холодных районах величина пускового тока должна быть не менее 600 А. На лучших аккумуляторах она составляет 800 А.
Запомните следующие
параметры, которые нужно знать при покупке:
- габаритные размеры;
- расположение плюсовой и минусовой клемм;
- номинальная емкость, А/ч;
- показатели пускового тока;
Марки аккумуляторов
Какие
самые лучшие и качественные? Продавцы могут посоветовать определенную марку АКБ исходя из параметров машины. Но будет ли она качественной, прослужит ли долго и не подведёт ли суровой зимой. Ответ на этот вопрос можно найти в автомобильных журналах. Многие регулярно проводит испытания батарей для авто. Их мнение можно считать профессиональным.
В 2022 году лучшим аккумулятором для машины по версии «За рулём» стал
Medalist, на втором - корейский
Cene, а на третьем - российский АКБ
Tyumen Battery Premium. Последний стоит 5 000 ₽ и всегда попадал в призовую тройку в последние 5 лет. Аккумуляторы Varta, Topla, Exide Premium, Mutlu давно не побеждали, но имеют статус середняка. Среди российских АКБ отметим марку «Зверь», которая популярна у водителей. А батареи марки Bosch не всегда показывают достойные результаты, хотя самые известные.
Как правило, на прилавках магазинов аккумуляторы могут лежать долго, а со временем они теряют номинальный заряд. При выборе смотрите на дату изготовления (она должна быть нестираемая). А если произведён более 2 лет назад - это повод отказаться от покупки или требовать скидку. Если хотите, чтобы АКБ прослужил долго - заряжайте, даже если продавец утверждает что он «почти новый».
После покупки новой аккумуляторной батареи её желательно зарядить стационарно с помощью
зарядного устройства, а не сразу ставить в автомобиль. Это делается, чтобы восстановить заряд до 100%, т.к. от генератора машины она не до конца заряжается.
Расшифровка маркировки АКБ
На каждом автомобильном аккумуляторе стоит маркировка в виде набора цифр и букв. Если знать эту расшифровку, то можно найти то, что вам необходимо. Для этого рассмотрим пример маркировки.
На большинстве автомобилей ВАЗ устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-58А.
Маркировка означает:
- 6 - количество аккумуляторов в батарее. Для легковых автомобилей эта цифра всегда будет постоянной, т.к. в них используются 12-вольтовые батареи.
- СТ - батарея стартерного типа. Такие батареи выдерживают большие разрядные токи, что требуется для запуска двигателя с помощью стартера.
- 58 - емкость батареи, измеряемая в ампер-часах (А·ч). Чем больше емкость батареи, тем больше времени она может выдержать при запуске холодного двигателя.
- А - буквой обозначают материал, из которого сделан корпус батареи. В частности, А - это полупрозрачная пластмасса (полипропилен).
Если встретили слово
«необслуживаемая» для аккумуляторных батарей, то в нее нельзя заливать воду при потере плотности. Она не требует периодического обслуживания и в случае выхода из строя подлежит замене. 80 процентов выпускаемых аккумуляторов - необслуживаемые.
Для автомобилей, оборудованных технологией «старт-стоп» применяются специальные аккумуляторы AGM, которые выдерживают увеличенное количество разрядов и зарядов. Если его меняют, то только на аналогичный. Если машина без данной системы, то устанавливать AGM возможно, но они дороже обычных аккумуляторов.
Вопросы и ответы
Нужно ли «прописывать» новый АКБ
Многие современные автомобили после замены аккумулятора на новый требуют
адаптации или «прописки». Если этого не сделать, то бортовой компьютер может игнорировать новый АКБ, даже если он полностью исправен. Адаптацию можно произвести у официального дилера или найти мастеров, обладающих ноутбуком и соответствующей программой.
Какой выбрать
Когда приходишь в магазин, то на прилавках очень много аккумуляторных батарей с красивыми этикетками. Так какой выбрать и на что ориентироваться? Бракоделы экономят обычно на количестве свинцовых пластин - их просто не докладывают внутрь корпуса. Поэтому при выборе оценивайте вес АКБ,
чем он тяжелее, тем лучше. Важно, чтобы его реальный вес совпадал с надписью на корпусе.
Если поставить батарею AGM вместо обычной
Многих автолюбителей привлекает идея установки более мощной батареи типа AGM на автомобили на оснащенные системой «старт-стоп». Понятное дело, если у машины такая система имеется, то устанавливать обычные АКБ крайне нежелательно.
А если установить, например на Ладу Весту, аккумулятор AGM. Минус один - она намного дороже стандартной.
Плюсов много:
- аккумулятор прослужит дольше, т.к. рассчитан на больше число зарядно-разрядных циклов;
- не будет недозаряда, т.к. AGM требуется более высокое напряжение (14,8 - 15,0 В), для того чтобы они быстрее заряжались;
- ускоренный заряд позволяет постоянно поддерживать АКБ в заряженном состоянии при большом числе потребителей.
Зачем пробки на необслуживаемых АКБ
Производители часто используют заливные отверстия при изготовлении. На заводе при первой заливке уровень электролита обычно меняется и приходиться его доливать или откачивать на финишной линии. А вот автолюбителям они могут пригодиться при неправильной эксплуатации, когда произошла
потеря воды в банках и нужно восстановить батарею.
Можно ли поставить русскую АКБ на иномарку
Многих водителей пугают, что устанавливать в иностранный автомобиль нужно только оригинальные детали с эмблемой и названием марки. Но переплачивать за бренд не стоит, ведь эти аккумуляторы выпускают на одних и тех же заводах. А технологии производства не отличаются. Конструкция отечественных АКБ такая же, как у корейских или европейских. Главное, чтобы при выборе аккумулятора он походил по габаритам и электрическим параметрам.
Поможет ли термочехол
Термочехлы позволяют батареи дольше сохранять тепло при коротких, но частых поездках. На некоторых авто они устанавливают с завода (Киа Рио, Ниссан Альмера), но они не греют, т.к. не подключены к источнику питания. Более подробно про установку чехлов на АКБ своими руками в
данной статье.
Многие автолюбители считают аккумулятор чёрным ящиком, который нужно менять раз в 5 лет. И не ошибаются. Не так важна марка АКБ и её параметры. Разница не существенна. Главное выбрать правильный аккумулятор на машину и полностью его зарядить.