Термостат для двигателя авто
Расскажем что такое термостат для двигателя автомобиля. Как работает и основные неисправности. Как определить самостоятельно - работает термостат авто или нет. Способы проверки своими руками.
Что это такое
Термостат — это автоматический регулятор температуры
антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя машины. Он ускоряет
прогрев мотора и поддерживает нужный тепловой режим работы.
По сути это клапан с термочувствительным элементом внутри, который блокирует поток охлаждающей жидкости через радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда мотор холодный, через термостат и радиатор машины не проходит тосол. Когда двигатель достигнет оптимальной температуры 75-90°C - термостат открывается. Он
позволяет мотору быстрее прогреться, тем самым уменьшая его износ и вредные выхлопы.
Когда антифриз разогреется
больше 75 градусов, то в термостате начинает потихоньку открываться специальный клапан. Полное открытие будет при температуре примерно
90-95°C. В интервале
75-90° клапан термостата регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Он отводит её в верхний бак радиатора и водяной насос. Тем самым поддерживает оптимальный температурный режим мотора.
На современных машинах применяют одноклапанные термостаты с твердым наполнителем из так называемого церезина (углеводородного технического воска). При нагревании данный воск расширяется и давит на основной клапан. Тем самым открывается пропускание антифриза через устройство.
Из чего состоит термостат
- корпуса (изготавливают из меди, латуни);
- медной вставки внутри с заполненной активной массой и термочувствительным элементом;
- основного и перепускного клапана малого круга.
Какие бывают неисправности
Заклинил в полностью закрытом положении
Возможен
перегрев двигателя авто в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. В этом случае его меняют на новый. Когда открывается, но не до конца, мотор перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины. В любом случае меняем на новый в ближайшее время.
«Завис» в полностью или частично открытом состоянии
До рабочей температуры двигатель будет
прогреваться долго, а зимой - не прогреется совсем. С исправной системой охлаждения при температуре около нуля градусов мотор прогревается до рабочей температуры при движении за 5–10 минут.
В случае неполного открытия - температура не будет подниматься выше 70°. Летом это не доставит особых хлопот, а зимой печка не будет работать.
Как определить, работает или нет
Обычно термостат
выходит из строя постепенно. Если летом неисправность трудно заметить, то зимой это сказывается в длительном прогреве машины. Когда раньше автомобиль грелся быстро и в салоне было тепло - то всё в порядке. Если зимой стало не очень комфортно, стрелка указателя температуры долго не выходит на рабочий диапазон (от 75 до 95°C) - значит проблемы с системой охлаждения. Расскажем какие есть способы проверки работы термостата.
Нужно прогреть двигатель, чтобы температура немного не доходила до красной зоны на датчике приборной панели. Затем выключить зажигание, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, выглядит как верхний. Дотроньтесь до шлангов, но
осторожно, т.к. могут быть горячими.
Если датчик температуры показывает, что двигатель нагрелся, а один шланг горячий, другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат меняем на новый.
Есть
народный способ проверки на исправность. Нужно положить термостат (без корпуса) в сосуд с горящей (температура около 100°C) водой. Смотрим визуально, клапан открывается - рабочий. Если нет - нерабочий. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.
При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана (если берете неоригинал) - она может изменяться в широком диапазоне. Если будет высокой, то мотор авто начнет перегреваться.