Авто термостат. Как работает и неисправности

В двигателе современного автомобиля установлено устройство под названием термостат. Расскажем что это такое и какие функции выполняет, как определить исправен он или нет.

Что это такое?

Термостат — это регулятор температуры антифриза или тосола в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев мотора и поддерживает нужный тепловой режим работы. По сути это клапан, который блокирует поток охлаждающей жидкости в радиатор, пока двигатель не разогрелся. Когда мотор холодный, через него не проходит охлаждающая жидкость. Когда двигатель достигнет оптимальной температуры 75-90 градусов, термостат открывается. Он позволяет мотору быстрее прогреться, тем самым уменьшая его износ и вредные выхлопы.

Когда антифриз или тосол разогреются больше 75 градусов, то в термостате начинает потихоньку открываться специальный клапан. Его полное открытие будет при температуре примерно 90 градусов. В интервале 75-90 градусов клапан термостата регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. Он отводит её в верхний бак радиатора и водяной насос. Тем самым поддерживает оптимальный температурный режим мотора.

Какие бывают неисправности?

Если термостат заклинил в полностью закрытом положении - возможен перегрев двигателя в любом режиме движения при любой температуре воздуха и даже в небольшой мороз. В этом случае его меняют на новый. Если он открывается, но не до конца, мотор перегревается, но может и не «закипеть» — все зависит от режима эксплуатации машины. В любом случае также меняем на новый в ближайшее время.

внешний вид термостата для машины
Если клапан термостата «завис» в полностью или частично открытом состоянии - до рабочей температуры двигатель будет прогреваться долго, а в зимнее время - не прогреется совсем. С исправной системой охлаждения при температуре воздуха около нуля градусов мотор прогревается до рабочей температуры при движении за 5–10 минут. В случае неполного открытия - температура не будет подниматься выше 70 градусов. Если летом это не доставит особых хлопот, то зимой печка не будет работать. Итог - менять на новый.

Как определить, работает или нет?

Нужно прогреть двигатель, чтобы температура немного не доходила до красной зоны на датчике на приборной панели. Затем выключить зажигание, открыть капот, найти верхний шланг радиатора. Он крепится сверху и представляет черный резиновый шланг примерно 5 см в диаметре. Найти нижний шланг, он выглядит как и верхний. Дотроньтесь до шлангов, но осторожно, так как они могут быть горячими. Если датчик температуры двигателя показывает, что он нагрелся, а один шланг горячий, другой холодный, вероятнее клапан термостата закрыт и охлаждающая жидкость не проходит через радиатор. Термостат меняем на новый.

Есть "народный способ" проверки на исправность. Нужно положить термостат в сосуд с горящей (температура около 100 градусов) водой. Далее смотрим визуально, если клапан открывается - рабочий. Если нет - нерабочий, меняем на новый. Данный способ предусматривает снятие термостата с машины.

При замене термостата следует узнать температуру открывания клапана (если покупаете неоригинал) - она может изменяться в широком диапазоне. Как понимаете, нельзя ставить термостат с высокой температурой открывания, ведь мотор начнет перегреваться.
Что ещё можно почитать